Этой весной гостей Музея Вадима Сидура продолжает радовать обновлённая постоянная экспозиция.
Российская художница переосмыслила экспозицию Музея Вадима Сидура
Проект «Удивительное путешествие озорника» создан в коллаборации с Московским Музеем современного искусства. Он представляет собой настоящее социокультурное исследование под началом Анны Титовой — российской художницы, у которой получилось переосмыслить монументальную скульптуру Сидура и дополнить ее неожиданными формами.
Вадим Сидур — крупнейший российский художник-нонконформист. Он известен как «скульптор тяжёлых эмоций». Создавая из кусков дешевого металла образы человеческих страданий, Сидур смог показать в работах главные страхи своей жизни. Боль и скорбь, война и смерть, насилие и раны — все это в разной степени знакомо каждому из нас.
Отливая свои монументальные скульптуры из бронзы и меди, Сидур увековечивает образы страдания в холодной и твёрдой форме: именно таким может стать наше сердце после пережитых бед. А простые лаконичные формы его произведений лишь подчёркивают огромный внутренний эмоциональный накал.
Расцвет творчества художника пришёлся на 60-70-е годы, когда «революция чувств» ещё не затронула СССР так глобально, как в последующие десятилетия. В этом смысле Сидуру идеально удалось показать одну из массовых психологических проблем — эмоциональную интроверсию, которую особенно часто можно было наблюдать у его современников-мужчин. Эта проблема актуальна и в наше время: она мешает людям честно говорить о своих чувствах, наслаждаться жизнью без оглядки на неприятности — мы выстраиваем барьеры, закрываясь в себе без возможности быть понятыми.
Точно такие же барьеры мы порой возводим в своём отношении к искусству. Думая о масштабах и строгости искусства по отношению к зрителю, мы забываем о его истинном предназначении. Именно эту стену и решила сломать Анна Титова: изменив и расширив формат музея до современного мультимедийного пространства, художница смогла изучить средства и практики воспроизведения социально-культурных связей, которые работают в урбанистических средах.
Дерзкие инсталляции, анимация, иммерсивность — все это открывает совершенно новый уровень вовлечённости публики, готовой к образованию в современных форматах. Титова поместила постоянную экспозицию Сидура в условия, при которых иерархическая система в культуре может преобразиться в открытую и инклюзивную среду.
Сегодня музейное пространство разделено на два павильона: нижний этаж — экспозиционное пространство Титовой, где можно посмотреть современную скульптуру, анимационные фильмы и инсталляции, а верхний этаж — выставочный зал с произведениями Сидура.
Из одного павильона в другой зритель может пройти по лестнице, оформленной поэтическими работами Сидура и экспонатами выставки «Удивительное путешествие озорника».
Основная задача арт-пространства — подготовить зрителя к переходу между павильонами, сделать этот уже необходимый процесс плавным и незаметным, чтобы путешествие «вашего внутреннего озорника» в мир искусства стало поистине удивительным.
Выставку можно посетить до 22 мая.
Текст и фото — Инна Рушник, факультет журналистики ГИТРа