Размер шрифта: Фон:
Студентам
Юрий Михайлович Литовчин: Как рождался ГИТР и что будет дальше

Юрий Михайлович Литовчин: Как рождался ГИТР и что будет дальше

Последние семь лет Институт кино и телевидения (ГИТР) прописан на Хорошевском шоссе, 32А. Но было ли так всегда? А что будет дальше? Ректор института Юрий Михайлович Литовчин рассказал корреспонденту ГИТР-ИНФО историю создания вуза и поделился планами его развития.

  • Где началась история ГИТРа?

История ГИТРа началась в московской школе № 188. Мой отец, человек очень энергичный и талантливый, был убежден, что телевидение – искусство, искусство просвещения. А контент для ТВ должны создавать только специально обученные профессионалы. Михаил Аронович начал образовательные эксперименты в школе. Для старшеклассников организовали телевизионные классы, своего рода профориентация. Кстати, среди первых «подопытных», если можно так сказать, была моя младшая сестра. Авторитет и увлеченность отца позволили привлечь к преподаванию действующих профессионалов ТВ. Эти «небожители» практически безвозмездно передавали колоссальный опыт и знания молодым ребятам. По окончании выпускникам вручали настоящие профессиональные удостоверения: ассистент режиссера, ассистент оператора, младший редактор и т.д. Дальше возникла совершенно непредвиденная ситуация. Ребятам настолько понравилось, что они практически в полном составе захотели продолжить обучение по программам высшего образования. В то время стране не было специализированных вузов с комплексной подготовкой студентов по основным творческим специальностям: телевизионных режиссеров, телеоператоров и т.д.

Тогда мы придумали свой вуз — Гуманитарный институт телевидения и радиовещания, сокращенно ГИТР. Я бы назвал это решение авантюрным. Среди тех, кто создавал наш институт, не было профессиональных вузовских работников. Мы все пришли с производства. Вначале процесс шёл тяжело.

  • Где открыли первое отделение института? 

Первое отделение института открыли на базе Государственной телерадиокомпании «Останкино» в 1993 году, еще до официальной регистрации ГИТРа. Нам помогали Григорий Александрович Шевелев и Валентин Валентинович Лазуткин – легендарные теленачальники. Они проводили студентов на съемки программ в студии и аппаратные, приглашали знаменитостей, которые читали лекции бесплатно.

В 1994 году ГИТР получил первую лицензию, в 2000 году — первую аккредитацию. Мы старались создать для ребят лучшие условия: купили оборудование, использовали все связи и возможности. Когда началась ликвидация ГТРК «Останкино», переехали во Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (ВНИИТР). Постоянно арендовали новые помещения и покупали оборудование.

В 1997 году перебрались на Полянку в здание школы. Одно крыло пустовало из-за нехватки учеников — его заняли мы. Находились там 17 лет. В 2014 году переехали на Беговую. Все произошло совершенно случайно — увидел в интернете объявление о продаже помещения, продал квартиру, взял кредит и купил корпус А. Не знаю почему, но я был уверен, что это только начало нашей новой жизни на Беговой. Так и случилось, через два года мы приобрели корпус Б и ангар.

  • Как развивали институт до переезда на нынешнее место?

Улучшали материально-техническую базу. Первая серьезная техника нам досталась от телекомпании «Вид». Аппаратуру арестовал банк. Мы ее выкупили. Содержать, а тем более развивать институт на деньги обучающихся было невозможно. Мы придумали интересный проект, организовали продакшн, в котором почти на равных работали студенты и преподаватели. ГИТР ежемесячно производил получасовую телевизионную программу о жизни людей с ограниченными возможностями. У передачи, несмотря на такую сложную тему, были хорошие рейтинги. ГТРК «Останкино» нам неплохо платила. Этот проект дал реальную практику студентам и первые деньги на развитие института. Открывали новые направления и специальности, увеличивали штат преподавателей, издавали книги.

  • Какие планы развития института на ближайшее время?

Масштабные. Хочу надстроить дополнительные этажи и открыть там новые студии и актовый зал. План почти фантастический и очень сложный в реализации. Первая проблема — образовательный процесс и стройку совместить не получится. Вторая — придётся устанавливать лифты. Третья — оплачивать одновременно аренду аудиторий в другом месте, строительство новых этажей и текущие расходы института почти невозможно, но нам очень нужны эти новые студии. Я обязательно что-нибудь придумаю. Ещё есть мечта — ввести технические направления в наш образовательный процесс: бродкастеры, IT-специалисты для медиаиндустрии. Это позволит ребятам создавать технически сложные проекты.  В разработке дистанционный доступ к компьютерным классам: студенты из дома подключаются к институтскому серверу и пользуются ресурсами вуза. Хотим внедрить компьютерную программу для операторов, которая позволит работать с динамическими и статичными моделями, ставить свет. Это будет похоже на видеоигру. Планов много, в двух словах не расскажешь. 

  • Каково управлять институтом?

Пару лет назад думал, что большего наказания не существует. Студенты постоянно попадают в какие-то передряги, планы рушатся. Работа шла тяжело. Сейчас сменился состав администрации. Пришли молодые, энергичные специалисты. Я теперь самый старый. За небольшим исключением. Страшно осознавать. Раньше за мной всегда кто-то стоял. Сейчас я этот кто-то. Непривычно. Я доволен своей командой и уверен, что коллеги меня не подведут. Сложности, конечно, были, есть и будут. Мы живем в эпоху перманентного вызова. Появляются новые требования, законы, условия. Слежу за всем и стараюсь ничего не упустить, чтобы у наших студентов было все лучшее: оборудование, технические ресурсы и возможности, программы обучения, преподаватели, фестивали, учебники и многое-многое другое. Мне до пенсии еще долго,  деваться некуда — придется реализовать все эти фантастические планы.

Интервью взяла София Черенкова, пресс-секретарь режиссерского факультета ГИТР

Поделиться