Размер шрифта: Фон:
Абитуриентам
Студентам
Выпускник сценарного факультета ГИТРа стал абсолютным победителем чемпионата «АртМастерс»

Выпускник сценарного факультета института кино и телевидения (ГИТР) Арсений Кустов стал победителем национального открытого чемпионата творческих компетенций «АртМастерс-2025» по направлению «Драматург театра и кино», а также в командных соревнованиях по направлению «Кино». Главным призом в чемпионате стали денежный сертификат и стажировка в ведущих кинокомпаниях. О пути к победе Арсений рассказал в своем интервью.

— Арсений, как ты узнал о чемпионате «АртМастерс», как попал в этот конкурс?

— Впервые я узнал о чемпионате «АртМастерс», ещё когда учился на втором курсе, в 2023-ем году. Нашей группе о нём рассказала наш мастер, Елизавета Сергеевна Трусевич, посоветовала отправить туда свои лучшие работы. Тогда я совершенно не мог представить, что меня ждёт, но слово «чемпионат» манило, и зарождало некий, я бы сказал, спортивный интерес. То, чего не хватало во многих сценарных конкурсах, где я принимал участие до этого.
Отправляю своё портфолио, прохожу онлайн-тестирование, завершаю первый тур. Мучительно долго (практически месяц) жду результатов, и оказываюсь вторым, из практически двухсот человек. Радости не было предела! Вот только оказалось, что это был всего лишь первый этап… из 5-ти. А вылетел из чемпионата я уже в следующем туре, заняв итоговое 32-ое место.
И тем не менее, эксперты компетенции «Драматург театра и кино» обратили на меня внимание, и предложили попробовать свои силы в работе над одним ТВ-сериалом, в качестве «гэг-мена» или «усмешнителя» (специалиста по созданию гэгов и текстовых шуток). Это придало мне уверенности в своих силах, и я решил, что в следующем году вновь попытаю свои силы в чемпионате.

«АртМастерс» 2024-го года прошёл для меня уже более успешно. Я занял итоговое 15-ое место, и мне совсем чуть-чуть не хватило для попадания в финал. На онлайн встрече с экспертами нам рассказали о типичных ошибках участников, которые не позволили добраться до финала, и я чётко понял для себя, что мне нужно будет исправить в следующем году.

— С таким багажом и опытом, прямо сказать, неоднозначным, что чувствовал, подавая заявку на Чемпионат Арт-мастерс этого года?

— Несмотря на весь предыдущий опыт участия, я всё равно очень нервничал, когда регистрировался на чемпионат этого года. Ощущения того, что я являюсь каким-то там «фаворитом» у меня не было от слова совсем. Ни на одном этапе. Я ужасно нервничал перед объявлением результатов каждого тура, и был скорее уверен в том, что вылечу, нежели пройду дальше.
Отборочный этап, где эксперты оценивают портфолио и заявку, с которой работать дальше в рамках чемпионата, прошёл достаточно спокойно. В этом году я решил подать на конкурс свой проект «Инструкция к страху, или как правильно бояться» – комедийный сериал о самом пугливом мальчике на свете, который учит окружающих боятся тех же вещей, что и он сам: собак, темноты, подушек, помидоров т.д.
Во время квалификационного этапа, где нужно написать несколько развёрнутых сцен из вашей заявки у меня никак не получалось в полной мере раскрыть весь образ главного героя в паре сцен, и только за пару часов до окончания приёма работ, ко мне наконец пришла светлая мысль. В этом этапе я занял 2-ое место (мой лучший результат в этом туре). Полуфинал, собеседование с экспертами. Всё прошло довольно спокойно. Я занял 3-е место, и впервые вышел в финал чемпионата. «План максимум выполнен. «Дальше – как пойдёт!» – думал я тогда.
Как финалисту основного чемпионата мне дали право принять участие также и в командных соревнованиях «АртМастерс». Нас отвезли в Крым, на Тавриду, где всех участников случайным образом объединили в команды, и в течение недели мы разрабатывали концепцию и сценарий своего короткометражного фильма. Когда же мы вернулись в Москву, команда начала активную подготовку к съёмкам, а я вернулся к основному турниру.
Всех финалистов компетенции «Драматург театра и кино» на 2 недели поселили в Переделкино, где мы и должны были проходить завершающие этапы чемпионата. Но эти дни были максимально далеки от того, чтобы называться «простыми». Приходилось работать с утра до ночи, постоянно переписывая и улучшая свой проект. В нём поменялись не только какие-то небольшие детали, но даже сам формат. Если изначально я предполагал делать сериал на 8 эпизодов с хронометражом каждого из них в 20-25 минут, то, пообщавшись с экспертами, получив советы от них, принял решение делать веб-сериал аж на 50 серий, но с хронометражом каждой из них всего в 2-3 минуты.

За этот этап я бы хотел особенно поблагодарить линейного эксперта чемпионата АртМастерс, Василия Корвякова. Его советы и рекомендации очень помогли мне улучшить свой проект, и сделать из него действительно хорошую историю с большим потенциалом для будущей реализации. Мне очень помогла мой мастер Елизавета Сергеевна Трусевич, с которой я много советовался относительно того, как нужно построить сюжетную линию главного героя в каждом отдельном эпизоде.

Главным событием финального этапа стал, конечно же, питчинг наших проектов перед известными продюсерами и другими представителями кино и театральной индустрии нашей страны. Проходил питчинг в Доме Пашкова в мой день рождения. Очень своеобразный подарок! Но выступление прошло удачно. Зал много смеялся, что для меня было, пожалуй, самым главным, ведь проект я представлял комедийный, и моя презентация должна была полностью соответствовать этому жанру. Ну, а дальше… Долгое и мучительное ожидание. Оглашение результатов должно было состояться только спустя месяц после финальных защит, на сцене Большого театра. Несмотря на весьма удачный питчинг, всё это время я ходил с мыслью, что мой текст получился далеко не идеальным, и будь у меня немного больше времени, я бы довёл его до ума. Но… Увы. Обдумывая и прикидывая свои шансы, я для себя внутренне определил, что мой максимум — 3-е место. Либо оно, либо ничего.
Наступает день икс. Церемония награждения. Главный эксперт нашей компетенции раскрывает конверт и объявляет, что 3-е место занял не я. «Не страшно. В следующем году снова приду», – подумал, ничего уже не ожидая. Удивило только то, что 3-е место занял проект, которому я прочил победу в чемпионате. Наши эксперты объявляют второе место. Я уже печатаю друзьям сообщение: «Я в пролёте». И тут объявляют победителя…
Хорошо, что камеры не запечатлели моё лицо, когда я услышал своё имя. Ведь оно во многом напоминало персонажа с картины Эдварда Мунка «Крик». Я растерялся, и даже не сразу понял, что надо бежать на сцену. Настолько это было неожиданно. Где-то через час, ситуация повторилась. В командных соревнованиях наш фильм «Залётная пташка» оказался лучшим, и вся наша съёмочная группа получила золотые медали.

— Что дала тебе двойная победа в Чемпионате Арт-мастерс, кроме статуса победителя?

— Ещё после питчинга в доме Пашкова моей кандидатурой заинтересовалось сценарное агентство StarDust. В настоящее время, мы с ними ведём переговоры о сотрудничестве. Также, одним из главных призов чемпионата, стала стажировка в кинокомпании СТВ. Причём прохожу я её сразу в двух амплуа. Помимо работы в сценарной комнате и разработки проекта полнометражного фильма, где я работаю, как сценарист, я также пробую себя в качестве редактора, что для меня является совершенно новым опытом.

Интервью провёл и подготовил декан сценарного факультета М. Э. Рогозянский.

Поделиться