Ток-шоу — это возможность реализовать свои идеи и набраться опыта для начинающих работников медиасферы. Мы узнали у третьекурсников Института кино и телевидения (ГИТР) о внутренней кухне предмета.
В прошлый раз мы общались с журналистами, режиссером и продюсером. А сегодня поговорим с ребятами, которые отвечают за визуальную и аудио составляющую каждого мотора.
Мария Сюсина — оператор-постановщик
В каких должностях ты работала на ток-шоу?
— В этом году я участвовала в 7 ток-шоу. Самые яркие из них — Телемания и спецпроект ГИТРа «XIII международный фестиваль телерадиопрограмм и интернет-проектов об инвалидах и для инвалидов». Я успела поработать и оператором-постановщиком, и осветителем, и оператором на трансляции. На Телемании я работала на PTZ (прим. передвижная телевизионная станция). Камерами при такой съемке управляют дистанционно, через пульт. Это был восторг, новые камеры. Второе ток-шоу — это сложный проект. Мы зависели от заказчиков и должны были четко выполнить поставленные задачи в любом случае. Сложность была и в том, что ток-шоу состояло из 4 разных блоков. На каждый блок нужно было менять расстановку оборудования. Содержание менялось вплоть до мотора. Приходилось делать правки в моменте самой съемки. Благодаря слаженной работе команды мы смогли преодолеть все трудности.
Больше всего мне понравилось работать оператором-постановщиком. Так как в этой роли я должна провести тщательную подготовку и придумывать нестандартные решения. Получается, я выполняю не только техническую работу, но и творческую.
Какими качествами должен обладать оператор-постановщик?
— Оператор-постановщик — это глаза режиссера. Это не только технический специалист и творческая личность, но и организатор. А главные черты, которыми он должен обладать — это терпение и железные нервы.
Степан Старостин — главный звукорежиссер
В работе над какими ток-шоу ты участвовал?
— Официально у меня и моей команды их было уже три. Одним из них было «Победители Телемании: До и После» — первое ток-шоу в рамках фестиваля. К тому же, ещё и первый прямой эфир в году, что для нас было особенно интересно. Но и не без стресса. Мы с командой решили, что я буду главным звукорежиссёром. Помню, как в начале всё было непонятно, но, конечно, все вопросы мы с друзьями и Алексеем Анатольевичем Моженковым обсуждали. И сделали очень хорошую работу. Однако, помимо моих ток-шоу у меня был опыт работы и на съёмках друзей. Я ходил на все ток-шоу до моего первого мотора, чтобы набраться знаний. Не могу не упомянуть церемонию закрытия фестиваля «Телемания 2024». Сложно было собрать команду, людей нужно больше, чем на обычное ток-шоу, а желающих оказалось не так много.
Я благодарен всей команде, с которой мы в итоге работали, и очень рад, что выбрал именно их. При всех сложностях и проблемах, результат оправдал все ожидания.
Какие роли тебе удалось примерить за время работы на ток-шоу? Какая из них твоя любимая?
— Начал я с главного звукорежиссёра. На остальных ток-шоу я занимал должность звукоинженера. Люблю разбираться с оборудованием и его настройкой. К тому же, надо было освобождать место для других. Каждый должен попробовать себя в разных ролях на протяжении года, иначе не интересно. Любимой, конечно, останется быть главным звукорежиссёром. Это даёт больший контакт с остальной командой. Главный звукорежиссёр, как мне кажется, человек, который должен делать всё и сразу. Должен позаботиться о том, чтобы его команда понимала, чего ей нужно добиться и какими средствами.
В чем отличие главного звукорежиссера от звукорежиссера LAWO?
— Я замечал, что в этих ролях часто возникает какая-то путаница. В вызывных листах от наших продюсеров часто прописаны задачи. Мы с одногруппниками не очень понимаем, откуда там берётся информация. Главный звукорежиссёр — человек, который руководит процессом. Тот, кто узнаёт всю нужную информацию и распределяет её внутри своей команды, регулирует задачи. Звукорежиссёр LAWO — человек, управляющий микшерным пультом. Он занимается сведением сбалансированной фонограммы, которую зритель слышит в эфире. Надеюсь, этот ответ поможет избавиться от неразберихи.
Анастасия Вишневецкая — художник-постановщик
В работе над какими ток-шоу ты участвовала?
— Я участвовала в самом первом ток-шоу прошлого года. Оно было в формате трёх интервью. После — стала главным художником-постановщиком всех ток-шоу Телемании и церемонии закрытия фестиваля. Уже под конец приняла участие в танцевальном шоу «Jingle Dance». Во всех проектах я была художником-постановщиком. Думаю, мне в целом нравится работать в команде, когда все вместе что-то делают и в итоге получается красота. Главная сложность для меня — это нехватка времени. Но эмоции от работы всегда только положительные.
Какой эпизод из работы на ток-шоу тебе запомнился больше всего?
— Наверное, когда на самом первом ток-шоу у нас стал падать фрост. Это специальная конструкция с натяжным полотном для рассеивания света. Оператор-постановщик очень быстро сориентировался и поймал его на весу, не попав под движение операторской тележки.
Как создаются декорации для ток-шоу?
— Из слез и смекалки. У нас крайне ограниченный бюджет, поэтому для эффектной декорации нужно придумывать бюджетные ходы. Но обязательно такие, чтобы при виде готовой декорации все говорили: «Вау!»
Обучение в Институте кино и телевидения (ГИТР) – это не просто теория, а настоящая практика с первых дней.
Забудьте о скучных лекциях в душных аудиториях – вас ждёт погружение в реальный съёмочный процесс. Вы увидите, как операторы выстраивают идеальные кадры, звукорежиссёры очищают каждый звук, продюсеры рассчитывают бюджет до мелочей, художники создают декорации из подручных материалов, журналисты формулируют острые вопросы, а режиссёры превращают сценарии в зрелищные и крутые работы.
Здесь становятся теми, кто не боится камеры, эфира и больших задач.
Хотите быть частью этого мира? Поступайте в ГИТР!
Интервьюер: факультет журналистики, 1 курс, Александра Шатилова Фото из личного архива Марии Сюсиной, Степана Старостина и Анастасии Вишневецкой