Она поднималась на высоту восемнадцати метров ради идеального кадра, жила в палатке с камерой под рукой и спала всего по два часа, чтобы после съемки успеть на учебу.
Мария Сюсина — студентка четвертого курса операторского факультета Института кино и телевидения (ГИТР), которая уже сегодня снимает для федеральных телеканалов и точно знает: операторское дело — это не только романтика, но и выносливость, азарт и безграничная любовь к профессии.
О том, каково это – стоять за камерой в прямом эфире 9 мая, как совмещать эфиры и курсовые работы и почему оператор должен быть готов ко всему, – в нашем интервью.
Почему ты выбрала операторское дело? Был момент, когда поняла: «Это моё»?
– У нашей школы был свой местный телеканал. Мы постоянно снимали новости о школе, репортажи и сюжеты. Мне было интересно это направление, и я мечтала побывать на настоящей съемочной площадке. В 16 лет я попала на съемки сериала для «России 1», где работала постановщиком. После этого долгое время была помощником режиссера на разных проектах. Я понимала, что хочу связать свою жизнь с кино, но пока не знала точно, кем именно хочу стать.
Позже случился мой первый опыт на полном метре — я тоже работала помощником режиссера. Там я познакомилась с оператором-постановщиком Петром Леонидовичем Духовским. Он рассказывал мне основы операторского мастерства, учил базовым навыкам, показывал, как работают с камерой и светом. Именно в тот момент я поняла: хочу стать оператором.
Есть множество вузов, в которых учат операторскому искусству. Я знаю, что ты поступала только в Институт кино и телевидения (ГИТР) и не рассматривала другие варианты, почему?
–– Я общалась с людьми из киноиндустрии, и многие мне советовали идти именно в ГИТР. Позже я съездила на День открытых дверей в институт, и он меня впечатлил. Больше всего мне понравилось, что ГИТР – это практикоориентированный вуз, и уже с первых недель студенты берут в руки камеру и начинают снимать. После Дня открытых дверей я для себя уже решила, что поступать буду только сюда.
Какой педагог перевернул твое понимание профессии?
– Сложно выделить одного педагога. Наше обучение построено так, что первые три курса у тебя меняются мастера. Каждый из мастеров вкладывает в тебя что-то свое: свой стиль работы, свое виденье кадра. Первые два курса у нас уклон на телеоператорское мастерство. И да, если бы мне в начале первого курса, сказали, что я буду работать на телевидении, я бы не поверила. И в этом заслуга Романа Эрнстовича Минлишева и Михаила Андреевича Солонина. До поступления в ГИТР, я знала, что такое мир кино, а эти два педагога, показали мне и мир телевидения.
Какой самый крутой и запоминающийся момент из студенческой жизни?
– Каждая наша съемка – это буря эмоций и воспоминаний. Я могу выделить историю о том, как на первом курсе, мы с моим однокурсником готовили туториал по работе с пленкой. Мы делали эту работу 5 дней без остановок. В первый день мы все сфотографировали, потом четыре дня и ночи занимались проявкой фотографий и записывали инструкции. На третью ночь у нас возникает проблема – не проявляется самая важная пленка. Время – пять часов утра. Мы очень уставшие. Сдавать работу надо на днях. И мы просто сидели на полу и ели торт, понимая, что работу надо закончить. Нам пришлось начинать по новой. Не знаю, на сколько это яркая история. Но спустя три года, мы ее часто вспоминаем.
ГИТР даёт много практики. Помнишь свой первый крупный съёмочный опыт?
– Мне кажется, для начинающего оператора любая съемка – это крупный опыт, а потом твои ожидания и надежды начинают расти. Первая курсовая работа – ее нельзя не выделить. Проект казался тогда сложным и большим, но потом я с легкостью начала относиться к съемкам такого формата. Сейчас я могу выделить две работы: в рамках института – это курсовая третьего курса – экспедиция в Тамань, съемки документального фильма «Каникулы под землей», и вне ГИТРа – это Международные Игры Кочевников в Казахстане в 2024 году, там я была оператором тросовой системы Robycam (камера паук).
Расскажиподробнее об экспедиции в Тамани?
— Мы снимали документальный фильм «Каникулы под землей». Это была довольно сложная работа. Долго готовились, но не знали до конца, куда мы едем и какие у нас будут условия. Надо было постараться предугадать все. Я понимала, что у меня нет подстраховки, и все, что я возьму с собой – это все, что у меня будет. Но возможности взять много тоже не было. Если суммировать, первое, что дала мне эта экспедиция – это понимание: нужно максимально все продумывать на предпродакшене. В самой экспедиции мы работали в полях: жизнь в палатках, все оборудование в песке, сон по два-три часа. Но ты встаешь каждое утро в 5 утра, идешь собирать оборудование и снимать. Ты до конца не знаешь, что будет сегодня. Второе, чему меня научила съемка в Тамани – быть максимально оперативной и уметь подстраиваться в моменте под коррективы жизни. Ведь вы планировали снять одно, а в жизни оно происходит абсолютно по-другому. И ты все равно должен сделать хорошо и быстро.
Уже на втором курсе тебе удалось попасть на телеканал «Матч ТВ». Расскажи об этом опыте.
– Я раньше работала оператором и инженером со спецтехникой: краны, радиоуправляемые головы, полекамы, пауки. И так я попала на несколько эфиров «Матч ТВ» – гольф, пару футбольных матчей. В основном работала оператором или дольщиком крана, также была оператором полекама. Я люблю футбол и поработать на играх было моей маленькой мечтой, которая осуществилась уже на втором курсе.
Ты вела трансляцию с Красной площади 9 мая — прямой эфир, миллионы зрителей, колоссальная ответственность. В чем была твоя задача и что чувствовала в тот момент?
– Я работаю оператором ТЖК в МИЦ «Известия». Перед 9 мая мне предложили работать на прямом эфире для телеканала «Известия», а я с удовольствием согласилась.
Работа проходила около концертного зала Чайковского на Тверской на скайлифте на высоте примерно 18 метром. Мне нужно было снять как техника подъезжает к Красной площади. На Тверской я была в 3 утра, с 5:20 до 8 утра был стрим. Сложность такой работы заключается в том, что нет связи с режиссером, который говорит, когда ты в эфире. Постоянно нужно снимать под эфир. Ты чувствуешь огромную ответственность. Пока стрим не закончился, я не могла думать ни о чем кроме съёмки. И только после того, как ты все отснял, доехал до редакции, потом до дома и поспал, только тогда чувствуешь удовлетворение от работы.
Сейчас ты оператор МИЦ «Известия», снимаешь, ездишь в командировки – как удаётся совмещать учёбу и такую серьёзную работу?
– Сложно, но возможно (*смеется*). Если ты готов работать и учиться практически без выходных, совместить можно. Я работаю по графику 2/2. На работе иногда бывают легкие смены, и ты прям на них можешь сидеть и учиться. Иногда получается, что после рабочего дня, ты приходишь и садишься учиться, пару часов сна – и в институт. С командировками сложно. Не скажу, что я часто в них езжу, но иногда приходится. Вот недавно я провела неделю в Казани, мы снимали сюжет расследование. И прям там по вечерам ты сидишь и делаешь экспликацию для курсовой работы. Вывод таков: сна мало, выходных практически нет. Но главное – нужно давать себе отдохнуть. Если не устраивать перерывы, можно быстро перегореть.
Что ты чувствуешь, когда на экране показывают работу, снятую тобой?
– Все зависит от работы, которую ты видишь на экране. Я не очень люблю смотреть все свои работы. Я вижу моменты, которые можно было сделать лучше или по-другому. Но, конечно, я слукавлю, если не скажу, что чувствую гордость. Но гораздо приятнее не это, а когда тебе звонит мама или знакомые и говорят: «Ой, а мы смотрели новости, и там был репортаж, а в конце звучала твоя фамилия. Ты огромная молодец!». Для меня это гораздо важнее.
И последний вопрос: ты уже многого достигла за время учёбы, кем ты себя видишь через 5 лет?
– Я не очень люблю загадывать. Но, конечно, хочется работать в профессии, в идеале оператором-постановщиком, снимать полные метры или хорошие качественные документальные фильмы. А если честно, я хочу снимать проекты, от которых будут гореть мои глаза. Ведь однажды мне сказали такую фразу: «Я желаю тебе никогда не работать, а просто заниматься любимым делом».
Маша Сюсина не ждёт «подходящего момента», а просто идёт и снимает. Каждый проект, каждая съёмка, каждая бессонная ночь делают её сильнее в профессии. И, возможно, именно её история вдохновит кого-то впервые взять в руки камеру и никогда больше не отпускать.
Интервью взяла Алёна Мкртчян, факультет журналистики ГИТР Москва (группа ДЖ21).






