Для продюсерского факультета ГИТРа прошёл уникальный мастер-класс
«КИНОПРОКАТ СЕГОДНЯ. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И НЮАНСЫ». Гостем института стал Андрей Владимирович Селькин — руководитель отдела кинопроката «Русский Репортаж».
Речь шла про то, какие фильмы отбирают в прокат? Продают на российских и международных кино рынках? Какие инструменты используют современные продюсеры для продвижения и проката фильма?
За свою карьеру мастер выпустил около 500 картин.
Прежде чем рассказать о проблемах современной дистрибуции, поговорили немного об истории. Кинотеатры России переживали последние 100 лет разные этапы развития бизнеса. В СССР само государство развивало кинопрокат, было от 15-40 тыс киноэкранов ( кстати, сегодня в США всего только 6 тыс. экранов). Это приносило громадные деньги государству. Фильм «Москва слезам не верит» принес многомиллионный доход. 1 доллар тогда стоил 50 копеек.
С 1991-1995 вместо кинотеатров были склады и рынки. Потом в 1996 случился новый виток развития кинобизнеса — открыли кинотеатр «Кодак-Киномир» в Москве на Пушкинской. А в 1997 году вышел фильм «ТИТАНИК» и видеосалоны вытеснили кинотеатры.
В 2024 году в России кинотеатров (где несколько экранов) — 2.300.
Аймакс — это кинотеатры с большим экраном, 35-миллиметров пленка, качество передачи изображения в разы лучше. У нас нет этой технологии и сейчас этот формат покинул Россию.
3 D технология — это погружение в картинку и российские зрители быстро устали от этой нагрузки на зрение. И мамы перестали водить детей на мультики. 3-D закончило поставляться в кинотеатры.
D-box — это кино сидя в кресле, когда оно поворачивается и дёргается. Но таких кинотеатров мало, так как это дорого и требует цифрового проектора.
Киноконтент сейчас поставляется в цифровом формате. Плёночные кинотеатры умерли. Хотя изображение на пленке очень мягкое и приятное для восприятие. Один фильм — это 6-9 бобин и стоила одна копия пленки 35-60 тыс.
DVD формат дешевый по производству, но не защищённый, поэтому через 2 недели он появлялся после кинопроката и его сразу пираты начинают копировать.
«Парамаунт» зашёл в ЦПШ, чтобы не просто продать фильм на территорию за 1 млн. за фильм, а чтобы получить больший процент за прокат. Но они финансировали офис и рекламу фильма. Новые кинопрокатные компании стали открываться в России.
Сегодня проходит капсоревнование дистрибьюторов. За 2024 год ЦПШ стал монстром по иностранному контенту, закупленному на кинорынках мира, сейчас у них доля рынка — 32% . Атмосфера кино (16% доля рынка), Волга (9%), НМГ (9%) — показывают только российские фильмы.
Кинотеатрам важно более 10 человек в зале, иначе убыток от показа фильма у владельца кинотеатра.
Во второй половине мастер-класса студенты задавали гостю вопросы по поводу процентов возврата с каждого фильма — продюсеру от дистрибьюторов. И о популярных картинах и секретах их успеха в прокате.
Автор материала и фотографий Ирина Сергеевна Глебова
—