Размер шрифта: Фон:
Студентам
Татьяна Круковская посмотрела за год 300 театральных спектаклей

Весной 2023 года в Москве состоится 29-й фестиваль «Золотая маска». Театральные работы представлены в номинациях: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, современный танец, театр кукол.

Татьяна Круковская — театровед, критик, преподаватель факультета сценографии и театральной техники Школы-студии при Московском Художественном академическом театре имени А.П. Чехова, автор журнала «Сцена», газеты «Экран и сцена», один из экспертов фестиваля. Корреспондент ГИТР-ИНФО Елизавета Шульга взяла у Татьяны интервью.

  • Бывают ли дни, когда Вы не ходите в театр?

Редко (смеётся…). Такое бывает летом, когда театры закрывают сезон. Но раньше и летом была активная театральная жизнь, потому что было много фестивалей. Традиционно летом проводился Международный театральный фестиваль имени Чехова, и в его дни бывало и по два спектакля в день.

  • Вы всегда хотели быть театральным критиком?

В детстве я хотела быть юристом. Что для ребёнка, наверное, странно. Подруга моей мамы переживала сложный развод, и у неё был прекрасный юрист, молодая девушка. Когда в зале суда все кричали, она была единственным человеком, который говорил тихо и спокойно. И как только она начинала говорить, все замолкали. Видимо, она обладала какой-то невероятной харизмой и внутренней силой. Для меня, в мои пять лет, именно её фантастическое спокойствие стало ассоциироваться с этой профессией. Но в 17 лет я резко передумала и поступила в ГИТИС на театроведческий факультет. Выпускники этого факультета не обязательно становятся театральными критиками.

  • А кем еще работают те, кто заканчивают театроведческий факультет?

Основных несколько путей: кто-то работает в литературной части театра, кто-то становится заведующим литературной части, кто-то работает в пиар отделе театра, занимается менеджментом или рекламой. Если мы говорим о работе вне театра, кто-то работает в командах театральных фестивалей, кто-то в СМИ, и совсем не обязательно в качестве театрального критика. Я и сама работала редактором театрального журнала. В тот период я не писала тексты о спектаклях, а редактировала статьи, брала интервью. И, конечно, после окончания обучения в ГИТИСе всегда есть шанс больше вообще никогда не ходить в театр.

  • Почему Вы решили оценивать спектакли, а не ставить их?

Мне не очень нравится слово «оценивать». Я стараюсь анализировать спектакли и, в целом, театральный процесс. А по поводу создания спектаклей… Некоторое время назад для поступающих на режиссерский факультет было возрастное ограничение — не младше какого-то возраста, сейчас уже не помню какого. К слову, сейчас, наоборот, набирают студентов только до 35 лет. Мне же кажется, что для этой профессии необходим даже не жизненный опыт, а понимание себя. Иначе, как объяснить актерам задачу? Режиссер создает на сцене новый мир. А лично мне очень интересно следить за процессом создания этих миров.

  • Как Вы оказались одним из экспертов «Золотой маски»?

Экспертные советы национальной театральной премии «Золотая маска» утверждает Союз театральных деятелей. Первый раз я работала в экспертном совете в сезоне 2017–2018. Ежегодно работает два экспертных совета: первый по драматическому театру и театру кукол, второй — по музыкальному театру. Драматический совет отсматривает все драматические премьеры сезона, а также кукольные спектакли. А музыкальный экспертный совет — оперные постановки, балет, оперетту, мюзикл и современный танец. Кроме этого, два совета вместе смотрят спектакли, претендующие на попадание в номинацию «Эксперимент». Поэтому ежегодно в каждом из экспертных советов работают специалисты из разных областей, например, музыковеды, балетные критики или специалисты по кукольному театру. Главная сфера моей профессиональной деятельности — это сценография, именно в этом качестве меня и позвали в экспертный совет.

  • Что нужно сделать, чтобы стать экспертом?

Вероятно, мнение эксперта должно быть подкреплено его профессиональным опытом работы в области театра.

  • Какой объем спектаклей смотрят эксперты? Сколько примерно Вы отсмотрели?

В прошлые годы экспертные советы смотрели около тысячи постановок в год. Лично я в этом году видела более трехсот спектаклей.

  • В чем самая большая сложность такой работы?

На самом деле, каждая сложность работы в экспертном совете — это одновременно и невероятный плюс. Например, можно сказать, что многочисленные многодневные поездки по стране из одного города в другой, бесконечные перелеты и переезды на поездах — это сложность. Но, в тот же самый момент, это возможность побывать во многих городах и театрах. Эксперты могут ехать два дня в какой-нибудь дальний город, чтобы посмотреть один спектакль. В этом году к традиционным способам передвижения у меня добавился плот. Чтобы посмотреть спектакль на фестивале «Сенокос» этим летом нужно было на рассвете переправиться на плоту через реку.

  • При таком огромном количестве постановок, которые Вы смотрите, как они все не сливаются в один фон и как не начать ненавидеть театр?

Каждый театральный критик, активно работающий в профессии, ежегодно смотрит очень много спектаклей, но только работа в экспертном совете «Золотой маски» настолько полно погружает тебя в процесс. В течение года ты видишь все премьерные спектакли. И поэтому имеешь полное представление об общем театральном контексте. Лично я еще ни разу за всю свою жизнь не испытывала по отношению к театру ненависть. Я могу не принимать какие-то отдельные спектакли, не соглашаться с режиссером, негодовать, но что такое чувство ненависти к театру в целом я не понимаю. Всю мою жизнь каждый раз, когда я иду на спектакль, я искренне надеюсь, что именно сегодня я увижу лучший спектакль в жизни.

  • Какой самый необычный спектакль Вы смотрели в этом году?

Например, в том же самом Суздале на фестивале «Сенокос» был спектакль «Лебединое озеро» хореографа Ольги Цветковой. Он состоял из четырех частей: днем в овраге, на закате у реки, ночью в лесу, и на следующее утро финал спектакля на высоте 72 метров в звоннице Преподобенской колокольни Ризоположенного монастыря. Это самая высокая колокольня в Суздале. Таким образом, спектакль превращается в некий анабасис, то есть восхождение. Из глубокого оврага высоко в небо…

2 ноября 2022 года состоялась пресс-конференция, посвященная программе 29 фестиваля «Золотая маска». На ней были объявлены имена номинантов, а также лонг-лист премии.

Интервью взяла Елизавета Шульга, факультет журналистики ГИТРа

Фото автора

Поделиться