18 ноября студенты сценарной кафедры ГИТРа посетили лекцию главного редактора журнала “Искусство кино” Станислава Дединского “Броненосец Потемкин” — жертва буржуазной цензуры или заграничный боевик?”. Лекция прошла в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына.
Сергей Эйзенштейн снял фильм к 20-летию революционных событий 1905 года. В начале 1926 года картина стала неожиданным хитом. Ее с восторгом приняли не в рабочих кварталах европейских городов, как предполагалось исходя из его содержания, а среди среднего класса и интеллектуалов, привлеченных новаторской художественной формой.
На скандальную известность фильма в мире повлияли и многочисленные сведения о его цензурных запретах или монтажных переделках. Они должны были уменьшить идеологическую опасность картины.
Громкий мировой успех при этом изменил и прокатную судьбу картины на родине. «В СССР идет “Потемкин” как заграничный боевик!», — язвили авторы эпиграмм. Чем же фильм привлекал и почему отталкивал зрителей за границей и внутри страны?
Лекция проходила в рамках просветительской программы к выставке «Кино — зеркало эпохи. Советский киноплакат в истории русского зарубежья». Куратор программы — продюсер Филипп Кудряшов.
По словам студента 2 курса сценарного факультета ГИТРа Марка Дитриха, ему по-новому удалось взглянуть на известный фильм.
Елизавета Трусевич, зав. кафедрой драматургии ГИТРа