Для многих директор школы так и остался человеком, который сидит в своём кабинете и подписывает приказы. Корреспондент ГИТР-ИФО Алена Гуляева вернулась в свою школу и поговорила с ее директором.
Кто это на самом деле? Какой политики он придерживается и что думает о современном обучении и дистанционном образовании, которое ввели не только у школьников, но и у студентов?
Тамара Николаевна Чеснокова – директор школы в небольшом подмосковном городе Протвино. Ученики говорят о ней как о педагоге, которому можно не бояться высказать своё мнение. И именно поэтому я решила задать ей самые сложные на сегодняшний день вопросы.
С цифровизацией стало легче?
Она предполагала облегчение труда, но на самом деле объём работы увеличился не просто существенно, а колоссально. Теперь появилось огромное количество проверяющих органов, которые, шлют огромное количество сообщений и отчетов. Всё время — утром, днём, вечером и ночью. Я уже не говорю об огромном количестве чатов с педагогами, родителями и учителями.
Ты видела, когда шла к кабинету, что у нас стоят диванчики и там постоянно сидят ученики младших классов. Все в телефонах. Я уже даже не против, чтоб они бегали и бесились, лишь бы не сидели в гаджетах. Ведь ни в уме, ни в сердце ничего после них не остаётся.
А можно ли дистанционно научить чему-то ребёнка?
Можно. Научить можно любым способом. Другое дело — каков КПД, коэффициент полезного действия этого обучения. Ребёнок постоянно отвлекается, рабочую обстановку создавать сложно. А родители, думая, что прививают ребёнку самостоятельность, холят и лелеют его лень. Потому что ребёнка нужно убеждать, а им не хочется. Родители приходят с работы уставшие и у них нет сил, чтоб заниматься ребёнком. А если у него есть выбор — делать задание или нет, то, конечно, он выберет второе. Тут важна ответственность, которой у многих, к сожалению, нет.
В самом обучении есть плюсы для детей и родителей, которые организованны и ответственны. Как ты думаешь, много таких? Нет, конечно.
Может я консервативна, но личность учителя, его живое слово не заменит ни одна электронная платформа. Там невозможно увлечь ребёнка. Вот мы с тобой сидим, мы живые, в глаза друг другу смотрим, мы невольно откликаемся. Урок – это взаимодействие учителя и ученика. А какое может быть взаимодействие в этой искусственной среде?
Откуда у школы деньги на санитайзеры, измерители температуры и другое обязательное в пандемию оборудование?
Мы муниципальное учреждение, наш учредитель – это администрация нашего городского округа. Честно сказать, наш город небогатый, поэтому мы «по одёжке протягиваем ножки». Купили рециркулятор, который из кабинета в кабинет носим и пылинки с него сдуваем. Сейчас администрация городского округа выделила средства на закупку еще двенадцати рециркуляторов. Но у нас есть внебюджетные средства, мы стараемся многое покупать на них.
Вы по профессии учитель русского языка и литературы. Как получилось так, что вы стали директором?
Я прошла все ступени работы в школе. — и учителем, и классным руководителем и завучем была. А в 2009 году наш предыдущий директор покинул пост, и мне предложили занять его место. После долгих раздумий я согласилась.
Сложно быть руководителем современной школы?
Руководителем вообще быть очень сложно. Пока не займёшься этим не поймёшь, насколько это трудно. У людей складывается превратное впечатление, что руководитель – это лицо, облечённое властью. Нет. Самый зависимый человек – это руководитель.
От кого зависит директор?
От учащихся, от их родителей и законных представителей, от педагогического коллектива, от огромного количества проверяющих и контролирующих органов. И с каждым руководитель учреждения должен найти контакт и выполнить всё, что от него требуется.
Как за последние 5-10 лет изменились обязанности директора?
По формулировкам они не изменились, а вот содержание работы колоссально изменилось. Поменялась сама суть жизни в школе.
Когда я начала работать в школе в 1982 году, она была совершенно другой. Тогда во главе школы стоял ученик, а сейчас отчёт. Это самое страшное, что произошло со школой. Увлечение процессами рейтингования всего и вся убивает то творческое и созидательное, что есть у каждого учителя, а у любого педагога это есть, потому что без этого он никогда не пойдёт заниматься этим трудом. Так получается, что цели образования приносятся в жертву проверяющим и контролирующим органам. А цели образования – это воспитание и обучение гармонично развитого человека.
Я вот часто говорю учителям, что главная задача школы – это воспитать счастливого человека. И чтобы, когда он учится в школе, он не чувствовал себя отверженным.
Сейчас оценивают ученика только по его успеваемости?
Меня вот, честно говоря, бесит, угнетает и раздражает то отношение к учащемуся, если у него нет крупных достижений. Я понимаю нацеленность на лидеров, на уникумов. Да, такие люди нужны, но ТОЖЕ. Они не являются главными. Да, они будут страну продвигать, будут фонтанировать идеями, придумывать технологии, достигать вершин в науке, творчестве и спорте! Мы гордимся ими, но разве остальные дети не граждане своей страны? Они такие же люди и имеют право на счастье, как и лидеры. Прекрасно, когда родители могут гордиться таким успешным ребёнком, когда государство гордится. А остальные? Они ничем не хуже. И поэтому так важно именно в школе создать условия для самореализации всех детей, ситуации успеха для всех детей, а не только одаренных.
И я знаю, что многие директора так не думают, стараясь не принимать детей с особенностями и тех, кто не показывает достижений. И все эти школы в верхних строках рейтинга. Так что, к большому сожалению, многие оценивают учащихся и школы только по их успеваемости и достижениям в олимпиадном движении.
Возможно ли создать комфортную обстановку в школе в существующих условиях?
В работе руководителя три основополагающие вещи: финансы, материально-техническая база и кадры. Решающим, на мой взгляд, является человеческий фактор. Учителя, которые учились и работали в советских школах, привыкли к особой атмосфере школьной семьи. Это была особая доверительная атмосфера. Сейчас её нет.
Почему пропала атмосфера?
Потому что учитель настолько заорганизован, настолько боится сказать или сделать что-то не то, что работа стала не желанием, а обязанностью.
Изменилось ли со временем отношение к директору?
С гордостью могу сказать, что у нас в школе нет. Всё зависит от директора и его политики по отношению к коллективу и ученикам.
Были ли в стенах школы конфликты? Как они решались?
За десять лет у меня ни разу не было непонимания ни с учителем, ни с ребёнком. Я исповедую принцип, что в конфликте всегда виноваты обе стороны, но в конфликте ученик — учитель всегда виноват учитель. Учитель – это человек, имеющий высшее педагогическое образование, изучавший возрастную физиологию и психологию. Зачем он довёл до конфликта? Почему не предвидел его? Почему не разрешил? Я понимаю, что это гиперболизация вины педагога, который и так живёт с вечным чувством вины и тревоги. Но в 99% случаев виноват учитель.
Каким должен быть хороший директор сейчас?
Директор школы, как и любой руководитель, и сейчас, и всегда должен быть порядочным человеком. Я с юности слышала эту фразу: «Вот человек он никакой, но профессионал». И чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь, что она неправильная. Не может плохой человек быть хорошим руководителем, потому что он примет неправильное управленческое решение. А решение должно быть таким, чтобы людям было это удобно, чтоб их можно было объединить, собрать, повести за собой. Для этого нужно любить и уважать их. Это самое главное.
Также должна быть не просто педагогическая подготовка, но и знания менеджмента.
Директор должен всё контролировать. Ненавязчиво, но чтоб все знали. Это посещение уроков, мероприятий, общение с родителями, детьми и управляющим советом, чтоб всё время была обратная связь. Директор должен слушать и анализировать жалобы родителей, и решать проблему независимо от сложности.
Часто директора благодарят за его работу?
На протяжении учебного года никто не приходит ни с чем хорошим. Все приходят с жалобами, проблемами и претензиями. И всех нужно выслушать и решить проблему. С хорошим приходят, пожалуй, только на последний звонок и выпускной. Это два раза в год.
Что не хватает большинству директоров?
Желания меняться вместе с миром.
Интервью взяла Алена Гуляева, факультет журналистики ГИТР (ДЖ12)
———