ГИТР-ИНФО публикует материал Ивана Евсюкова, студента факультета журналистики ГИТРа. Интервью - это задание преподавателя О.В. Маяковой.
В начале я бы хотел объяснить читателю, почему я решил взять интервью именно у бездомного. Ведь я мог взять его у человека, оказавшегося в критической жизненной ситуации — нищего бизнесмена, бесталанного актёра или писателя. Дело в том, что эти люди в любой момент могут похвастаться своим статусом. Бездомному же хвастаться нечем. Многие люди, видя бездомных, испытывают чувство брезгливости, стараются их не замечать. Однако, бездомные — это такие же люди, как и мы, просто череда случайностей вынудила их жить на улице. Взять интервью у бездомного оказалось труднее, чем я ожидал.
Первые два дня ничего не получалось. Кто-то не хотел со мной разговаривать, а кто-то был настолько пьян, что не мог поддержать диалог. Никто из этих людей не хотел признаваться, что он бездомный. И вот, проходя мимо Ярославского вокзала, я встретил бездомного, которого и расспросил про жизнь на улице. Я узнал, что его зовут Сергей, он приехал из Кировска, ему 47 лет.
- Почему Вы приехали в Москву? И как давно?
— Я приехал в Москву на заработки в 2018 году. Работал охранником на электричках Подольск-Волоколамск. С контролёрами ходил, зайцев ловил. Так и работал в Москве, потому что в Кировске-то особо не заработаешь.
- Из-за чего Вы оказались на улице?
— Я на улице в 2020 году очутился. C работы уволили из-за пьянки. Потом меня обворовали, всё забрали — документы, деньги, телефон. В полицию обратился, но так и не нашли никого. Вот как-то так и оказался.
- У Вас есть семья?
— Семья у меня есть. С женой развёлся до того, как в Москву уехал. Дочка у меня учителем музыки работает. У неё сын родился, я его ни разу так и не видел.
- А почему Вы к ним не вернулись?
— Я вначале сестре позвонить хотел, но я её номера не знал. У жены мужчина появился, на меня ей по барабану. Дочка же… хотя, давай не будем, это слишком личное. Короче, не нужен я там никому. Потом связался с бомжами. Понимаешь, меня эта жизнь затянула. А я когда-то ведь первую чеченскую прошёл. Старшим сержантом в воздушно-десантных войсках служил. А теперь тут…
- Помогает ли кто-то людям, оказавшимся в такой же жизненной ситуации, как и Вы? Я просто до того, как Вас встретил, разговаривал с некоторыми бездомными. Если бы я изначально не знал, то даже не догадался бы об их социальном положении. Настолько они хорошо выглядели.
— Да, тут ребята приезжают, помогают нам. Кормят нас, привозят одежду. Была такая женщина — доктор Лиза — которая на самолёте разбилась. Ну, вот, она директором организации «Справедливая помощь» была. Ну, вот, нам оттуда волонтёры до сих пор помогают. Горячие еду и напитки в определённых точках раздают, суп там, чай.
- Я слышал, что вокзал как бурлящий котёл. Постоянно кто-то новый приезжает, а кто-то уезжает домой или в другое место. Это правда?
—Ну, слушай, я тут уже два года. Есть те, кто живёт на вокзале по десять, пятнадцать лет, и некоторые из них гордятся этим. Я как-то раз с одним таким цепанулся, сказал ему: «Что ты этим гордишься? Вот если бы ты детям своим помогал эти пятнадцать лет, это другой разговор, а ты на вокзале живёшь».
- Многие из бездомных отрицают, что живут на улице. С чем это связано?
— Скорее всего, им просто стыдно в этом признаться. Или они думают, что Вы из рабочих домов.
- Я слышал про эти дома — в них идут некоторые бездомные, чтобы заработать и выбраться из сложившейся ситуации. Что они из себя представляют? Какую работу там могут предложить?
— Рабочие дома вообще жуть. Там либо документы отбирают, либо люди уже приходят без них. Там тебя могут побить, даже убить. Всем плевать на жизненные трудности, которые тебя привели в рабочий дом. Работа там очень тяжёлая и плохо оплачиваемая. На весь день тебя на какую-нибудь стройку увозят, платят где-то рублей четыреста. Вон ты же видел девушку, которая ко мне подходила. Она предлагала туда пойти. Такие люди, как она, бездомных на вокзале ищут и пытаются их в рабочий дом заманить.
- А как ещё бездомные, оставшиеся без документов, могут заработать? Вот Вы, к примеру? Откуда у Вас появляются деньги?
— Ну, смотри, вот ты мне сто рублей дал, может, кто-то ещё даст, а, может, попрошу у кого-нибудь. Я вообще сам по себе. Не особо знаю, как другие зарабатывают. Я в этой яме сам оказался, сам и вылезу.
- Летом, понятно, можно жить не только на вокзале. Но зимой же тоже есть альтернатива — ночлежки для бездомных. Вы там были?
—Нет, я в любое время года на вокзале ночую. Мне так удобнее.
- Есть ли у бездомных, живущих на вокзале, проблемы с полицией?
—С полицией проблем, по большей части, никаких нет. Они понимают, что мы в трудной ситуации оказались, так что нас не гоняют.
- Вы сказали, что участвовали в первой чеченской войне. Как ветерану боевых действий государство Вам как-нибудь помогает? Может быть, какие-то льготы?
— Да, участвовал. Я, в основном, на блокпостах стоял. Да никто мне не помогает, сам как-то живу. Вон, в охране этой работал в электричке. Я сам бомжей выгонял. Там же нельзя бездомным ночевать. А сам, вот видишь, где теперь оказался. Не плюй в колодец, из которого потом будешь пить.
Текст и фото — Иван Евсюков, факультет журналистики ГИТРа (ДЖ12)