Вам может показаться, что на сегодняшний день все реже и реже встречаются люди, увлекающиеся филателией. Это, на первый взгляд, непонятное и для кого-то, возможно, пугающее слово означает собирание почтовых марок. Несмотря на то, что мы живем в веке современных технологий, почтовые марки до сих пор выпускаются и активно используются в обиходе. А люди, для которых их собирание является серьезным увлечением, называются филателисты.
Один из настоящих филателистов — Виктор Иванович Козлов. Он работает в акционерном обществе «Марка», где выпускают и распространяют почтовые марки, буклеты, телеграфные бланки и тому подобное. Мне удалось познакомиться с этим замечательным человеком и подробно узнать о коллекционировании.
Виктор Иванович, расскажите, пожалуйста, как давно Вы стали коллекционером?
Коллекционером я стал давно. Можно сказать, с детства. Начал, как все девчонки и мальчишки, собирать фантики, наклейки, карандаши. В общем, кто во что горазд. У меня был родственник, у которого была связь с Ленинградом, куда он посылал много открыток. Как-то раз я пришёл к ним в гости и увидел кучу открыток с интересными и очень красивыми марками. Это 1954 год, мне тогда было 5 лет. И вот в то время выходили марки, посвящённые 250-летию Ленинграда. Родственник заметил, что я заинтересовался этой темой и говорит: «Давай отдам тебе их? Небось филателистом хочешь стать?». Мне это слово вообще не понравилось. Оно мне показалось обидным, и я наотрез отказался, но марки всё же забрал. Они просто лежали у меня дома. Ну, а что человек в пять лет может? Денег нет, значит не купит ничего, да и интерес относительный. Но лет через десять коллекционирование меня по-настоящему заинтересовало, и я стал просить родственников покупать мне марки.
А вы обменивались марками с друзьями?
Естественно. Тогда была ещё мода такая «А давай вместе марки собирать?». Но родители всегда были против, так как понимали, что дети начнут ссориться, поэтому просили собирать по отдельности.
Какова цель вашего коллекционирования?
Примерно до 20 лет собирал неосознанно, просто так, из-за интереса. После уже начал понимать, что это может приносить какие-то деньги.
Сколько стоили марки по тем временам?
Как сейчас помню, доллар тогда стоил 6 рублей. Это было очень дорого. Люди продавали старые марки ради того, чтобы купить современнее, ведь они были намного красивее и ярче.
На данный момент у Вас уже большая коллекция марок?
Да, большая. Думаю, по некоторым странам, она одна из лучших. Поскольку, уже те, с кем я начинал, давно умерли. Я смог застать старых коллекционеров, которые в 30-е годы собирали марки. Они были моего возраста, как сейчас (72 года), а я был 20-летним парнишкой. Они тогда не очень любили пускать посторонних к себе домой, но меня как-то сразу приняли в свой круг. Когда приглашали в гости, они любили похвастаться своей коллекцией. И правильно делали, так как и правда было чем гордиться. Ну, а теперь и я могу хвастаться.
Много ли Вы на сегодняшний день встречали людей, которые собирают марки на профессиональном уровне?
Конечно, не так много, как было раньше, но разница существенно не изменилась. Удаётся познакомиться даже с молодыми коллекционерами.
Что Вы можете посоветовать начинающим коллекционерам?
Коллекционирование — это денежно-затратное дело. Чтобы вы понимали, некоторые марки могут стоить несколько миллионов долларов. Если у вас нет перспектив вкладывать какую-то сумму и посвящать всю жизнь этому делу, то лучше не начинать. И не думайте, что через 50 лет ваша коллекция будет стоить каких-то сумасшедших денег. Вполне возможно, ее стоимость поднимется на процентов 20-30. За 50 лет лучше вложить деньги в другой бизнес. Вообще, начинайте собирать только в том случае, если Вам это действительно интересно.
Для нас марка — это обычный кусочек бумаги, но в глазах истинного филателиста она обретает значимость и ценность. Если вы готовы вложить немало средств и сил в такое интересное и сложное хобби, то начинайте уже прямо сейчас!
Я, например, после интервью с Виктором Ивановичем задумалась о том, чтобы начать собирать марки. Возможно, будущая моя коллекция будет передаваться из поколения в поколение.
Диляра Хайруллина, студентка факультета журналистики ГИТР (ДЖ12)
———