Размер шрифта: Фон:
Студентам
София Черенкова: Как раньше ходили в кино

София Черенкова: Как раньше ходили в кино

Последние лет двадцать в баре кинотеатра продают попкорн, перед просмотром фильма показывают рекламу и трейлеры кинопремьер. Так было не всегда. Корреспондент ГИТР-ИНФО София Черенкова предлагает узнать, как люди раньше ходили в кино.

Кинопоказы в Российской империи

В Российской империи первая демонстрация фильмов состоялась в апреле 1896 года в театре петербургского сада «Аквариум» – между вторым и третьим действиями людям показали несколько экранных произведений.

А в мае 1896 года на Невском проспекте в Санкт-Петербурге открыли кинотеатр «Живая фотография». Крутили три картины – «Политый поливальщик», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и вид Невского проспекта с конкой и извозчиками.

Зал вмещал 50–60 человек. Сеансы посещали преимущественно дети.

Интерес публики к фильмам рос – выходил журнал «Кино», печатали газету «Почта Синематографа». Предположительно в 1913 году работали 1412 кинотеатров.

Кинопоказы в СССР

София Черенкова: Как раньше ходили в кино

Для детей

Детские сеансы начинались в 9:30 и шли до вечера. Билет стоил 10–20 копеек. В дни каникул действовал абонемент. На сцене в фойе кинотеатра выступали детские коллективы. У входа в зал продавали сладости.

«Каждый поход в кино был двойным праздником. Живая музыка, газировка, мороженное + кино», — вспоминает Сергей Владимирович Ерофеев, декан факультета журналистики ГИТРа.

Сеанс начинался с мультика или выпуска киножурналов «Хочу всё знать», «Ералаш». Во второй половине дня в программе появлялись короткометражные документальные ленты.  Это часть показа занимала 15 минут.

«Кинотеатр был частью системы образования. Зритель получал яркие впечатления и развивался. Помню, всем двором «летели» в зал и боялись пропустить начало сеанса. На этом мы тоже росли и взрослели…», — рассказывает Алексей Васильев, руководитель мастерской режиссёрского факультета ГИТРа.

К производству кинокартин для детей и подростков относились ответственно. В 1936 году открыли «Союздетфильм», который работал исключительно над детскими экранными произведениями. Фильмы для юных зрителей снимали и на «Киностудии имени Горького», «Одесской киностудии». Герои коротких и полных метров – октябрята, пионеры – близки и понятны целевой аудитории. Они сражались за честь и правду, боролись с несправедливостью, пороками. Учили помогать нуждающимся, дружить.

Для взрослых

Сеансы для взрослых начинались после 18:00. Билет стоил 20–50 копеек. В буфете продавали мороженое, кофе, вино, бутерброды.

В фойе стояла сцена, на которой играл оркестр. Зрители приходили в кинотеатр заранее и слушали живую музыку, танцевали.

«Хороший директор кинотеатра требовал от руководителя музыкального коллектива работать над репертуаром. Публика бурно реагировала, когда исполнители начинали наигрывать что-нибудь созвучное теме знакомого или показываемого фильма. Выглядело эффектно! К сеансу в фойе наступала тишина и зрители переходили в кинозал…», – вспоминает Алексей Васильев.

На вечерних сеансах перед фильмом показывали новостной или сатирический киножурнал, короткометражные игровые или документальные фильмы.

Посетителям советских кинотеатров запомнились короткие ленты из киножурнала «Фитиль», в которых высмеивали жадность, воровство, бюрократию, тунеядство, невежество. Фильмы доступны к просмотру по ссылке — «Фитиль».

В посёлках ходили в кино иначе: за час до первого вечернего сеанса устраивали танцы — летом на улице, зимой в фойе. Перед просмотром фильма люди слушали новости — на экране появлялось изображение Спасской башни, голос диктора читал текст; еду и напитки не продавали.

«Кинотеатр был в церкви. Экран на месте иконостаса. Проектор в коморке за балконами, на которых поёт хор. Алтарь заменили на сцену. Там стоял рояль. В преддверии больших праздников выступали музыканты. Фильм показывали на двух лентах — в середине сеанса делали перерыв и меняли их. В зале галдели, кричали: «Сапожник!». Свистели», – рассказывает жительница рабочего посёлка Нудоль.

Кинопоказы в новой России

В 1990-х кинопоказы изменились – перестали крутить киножурналы и короткометражки. Позже запустили рекламу.

Появилось больше видеосалонов, которые начали открывать в конце 80-х годов. Киносеанс проходил в комнате с телевизором, видеомагнитофоном и стульями. Билет стоил 1–3 рубля. Репертуар шире проката кинотеатров.

Из воспоминаний посетителя видеосалона в 1990-х:

«Я тогда в кино не ходил. Были подпольные видеосалоны. На возвышении стоял обыкновенный телевизор – «Рубин» или «Электроника». Рядом кассетный видеомагнитофон. Расставлены стулья. Днем крутили приключения или боевики – «Рэмбо». Ближе к ночи показывали эротику – «Греческая смоковница». Были видеосалоны со столиками. Помещение побольше и телевизоры развешены на кронштейнах под потолком. Вход 3 рубля. На столике для каждого посетителя мороженое в вазочке и безалкогольный коктейль. Ночью для «своих» крутили порно».

В 2000-х киносеансы не отличались от нынешних – продавали попкорн, крутили трейлеры премьер. Появились сети кинотеатров. Билет стоил 100–300 рублей.

«Я не ходил в кино в 90-х — начал в нулевых. До трейлеров показывали рекламу сети «Формула кино» или «КАРО». А также системы звука Dolby Digital. Пожалуй, трейлеров было меньше. 3–4, не более», — рассказывает Павел Павлович Лебедев, доцент кафедры теории культуры ГИТРа.

В 2021 году фильм показывают через 15–20 минут после начала сеанса. Продвижение товаров и услуг длится не более 5 минут, остальное время зрители смотрят анонсы премьер, которые посетители кинотеатров ошибочно называют рекламой.

«Большинство роликов, транслируемых перед киносеансом — не реклама с юридической точки зрения. Федеральный закон «О рекламе» не распространяется на информацию, которую необходимо предоставить потребителю. Правила по киновидеообслуживанию населения обязывают киновидеозрелищные предприятия дать зрителям полную и достоверную информацию о фильмах текущего и планируемого репертуара, что они и делают в виде киноанонсов перед показом основного кино. Трейлеры, которые вы вынуждены смотреть перед сеансом в течение 20 минут — выполнение обязанности кинотеатра перед зрителями», – комментирует Елена Черенкова, юрист, кандидат юридических наук.

Люди оставляют положительные и отрицательные отзывы об организации показа. Одни злятся и ждут заставку фильма, другие подмечают трейлеры интересных экранных произведений и планируют следующие походы в кинотеатр. Менять систему демонстрации коротких и полных метров не планируют.

Способ избежать просмотра анонсов есть – приходить через 15–20 минут после начала сеанса. Афиши премьер доступны к просмотру в фойе и на сайте кинотеатров.

Приятного просмотра!

Поделиться