Размер шрифта: Фон:
Студентам
Съемочный процесс: как не сойти с ума?

Съемочный процесс – это калейдоскоп эмоций, событий и непредвиденных обстоятельств.

Он способен выжать все соки, сделав даже из самого уравновешенного профессионала нервного, изможденного и раздраженного зверя. Но что же делать, чтобы съемка не превратилась в фильм ужасов, где главный герой — ты, выбивающийся из сил?

Эта статья – путеводитель по выживанию для журналистов, продюсеров, режиссеров, операторов, звукорежиссеров и художников, желающих дожить до финального кадра без потери рассудка и, желательно, с сохранением дружеских отношений с коллегами.

Мы спросили совета у декана продюсерского факультета Ирины Сергеевны Глебовой; у нее за плечами съемки телевизионных программ «Угадай мелодию», «Контрольная закупка», «Галилео», сериалов «Не родись красивой», «Моя прекрасная няня» и многих других. На вопрос «Как не сойти с ума во время съемочного процесса?» Ирина Сергеевна ответила так:

— Расслабьтесь и получайте удовольствие! А чтобы вы могли себе такое позволить, лучше трудитесь на подготовительном этапе!

Дмитрий Бобров на съемке фильма РБК «Время вина: люди»

 

 Съемочный процесс лучше всего дружит с тщательной подготовкой. Подготовка – наш лучший друг и страховка от нервного срыва.

Чётко пропишите сценарий и подробный план съемок. Проработайте все детали, продумайте возможные проблемы и варианты их решения. Проверьте наличие всех необходимых разрешений и согласований. Убедитесь, что у каждого члена съемочной группы есть все необходимое оборудование. Проверьте работоспособность техники заранее, чтобы избежать неприятных сюрпризов на площадке. Любые неясности – прямая дорога к хаосу и лишним часам работы.

Такой же точки зрения придерживается и заведующий кафедрой кинотелеоператорского мастерства Дмитрий Юрьевич Бобров. Дмитрий Юрьевич – шоураннер и оператор десятка телевизионных шоу для Discovery Channel, он как никто другой знает, каким суматошным может быть съемочный процесс.

Дмитрий Бобров на съемке документального фильма «Биаррице:Русский кастом в Европе» Discovery Channel

 

— Когда плохой предпродакшен, когда люди не совсем договорились о том, что они делают, когда не возник коннект в команде, тогда и возникают проблемы. Они могут быть связаны с нарушением таймингов. Как чаще всего бывает, все думают, что на установку света надо 30 минут, а на самом деле — полтора часа. Поэтому, отвечая на вопрос, что нужно делать, чтобы не сойти с ума, могу сказать, что нужен хороший продюсер. Такой, который благодаря своему опыту просто пропишет в КПП все возможные факапы, которые могут возникнуть. Это вопрос грамотного планирования. Вот и все!

Но даже самый идеальный план может пойти прахом.

Будьте готовы к форс-мажорам.

Плохая погода, технические неполадки, задержка актеров и спикеров и многое другое может встать у вас на пути. О том, с чем приходилось сталкиваться во время съемочного процесса, рассказал старший преподаватель факультета журналистики Алексей Евгеньевич Квашенкин. Он с 2006 года на НТВ, и съемки уже стали его образом жизни.

Алексей Квашенкин на съемке фильма «Симба: дорога домой»

 

— Съёмочный процесс и все, что ему сопутствует – это лучшее лекарство от скуки.  Заснуть в пять утра в машине, которая везет тебя в Тверь, а проснуться по пути в Тулу, потому что водитель перепутал города? Весело! Опаздывать в Минводах на самолет, потому что герой до последнего момента вас динамил? Причем опоздать настолько, что дозвониться в авиакомпанию и договориться, чтобы вас персонал встречал у трапа с посадочными в руках? Хорошо, что не с монтировками. Бодряще!

Приехать в подмосковный автосалон, чтобы только на месте выяснить, что искомый раритетный автомобиль был продан и уехал накануне?Бесценно. Приехала съемочная группа записать комментарий у бывшего премьер-министра. А о чем комментарий? Группа не знает. И герой не знает. И редакция не знает. Это реальный случай. Хорошо, что не из моей практики, но в архиве НТВ такой нелепый исходник хранится. Эпично!

 А вот уже из моей практики: приехали на интервью к одному известному музыкальному критику. Вместо приветствия открывает прямо в холле шкаф: «вашего ничего тут нет»? Смотрю: мама дорогая! Забытые микрофоны, радиопетли, световые приборы. Даже штатив от света кто-то оставил. Незабываемо!  Кстати, про штатив. Во время командировки Латинскую Америку в аэропорту мы забрали чужой комплект оборудования. Кофры новенькие, идентичные. А на бирки – ну кто смотрит? Оказалось – железо известного французского режиссера-документалиста. Вы никогда не искали француза в пампасах, чтобы обменяться оборудованием? Тот еще квест. Увлекательно!

Умирающие в командировке камеры, сгорающие в конце съемки флешки, записи имени монаха-воина Пересвета, записанный через жестяное ведро звук и вопрос, который вы хотели задать, но вспомнили о нем только на обратном пути – все это будет в вашей практике не раз и не два. Хотел написать «неповторимо», но, увы. Повторимо!

Алексей Квашенкин на съемках сюжета про авиатакси

 Чем быстрее вы примете, что все пошло не по плану, тем быстрее сможете найти способ выкрутиться из ситуации. Гибкость и позитивный настрой станут залогом спокойствия на площадке.

Кроме того, необходимое условие для продуктивной работы – это открытая и эффективная коммуникация. На съемочной площадке люди работают бок о бок, поэтому важно сохранять хорошие отношения с коллегами. Взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка — залог приятной рабочей атмосферы. Помните, что вы – команда, и только совместными усилиями вы сможете достичь цели, а применение физической силы и морального давления – не наш стиль!

 

Автор текста Алёна Мкртчян, факультет журналистики ГИТРа (группа ДЖ11).
Фотографии из личного архива Дмитрия Боброва, Алексея Квашенкина и Ольги Маяковой.
Поделиться