Семен Якубов – актер театра и кино, певец, актер дубляжа, педагог, лауреат международных и всероссийских конкурсов, финалист национальной премии в области культуры и искусства. Он рассказал корреспонденту ГИТР-ИНФО о своем творческом пути и дал напутствие абитуриентам творческих вузов.
— Что для тебя театр?
— Театр — это, как я сейчас уже понимаю, особый способ взаимодействия с окружающим миром. Это когда не ты такой маленький и беззащитный, а когда ты, находясь на сцене, служа этому искусству, можешь себе позволить в этот момент чувствовать, что ты большой, а все вокруг маленькие.
— Актер — это детская мечта или решение в осознанном возрасте?
— Выбор профессии был в осознанном возрасте, а предпосылки к этому были всегда. Ребенок познает этот мир через игровую форму и, соответственно, в детстве, когда я брался играть во что бы то ни было, я ко всему относился с каким-то очень серьезным подходом. Я понимаю, что все мои игры – это, своего рода, спектакль. Мне был никто не нужен, как правило. Мне было хорошо самому с собой. Я себе придумывал обстоятельства, и в них очень комфортно существовал. Мне кажется, что все подобные предпосылки были предопределяющими, просто никто не воспринимал их всерьез.
— Приоткрой дверцу в свою учебную жизнь. Все ли навыки мастерства ты получил в Москве?
Изначально мое поступление началось, как и у многих, с Москвы. Но получилось так, что, куда я хотел, я не поступил. Вернулся в свой родной город, зная, что там есть тоже прекрасный театральный институт с почти 100-летней историей. Отбор был жестким, поэтому понервничать пришлось весьма и весьма достаточно. Но мне это удалось, и я стал студентом театрального института города Саратова, а моим первым мастером стала Заслуженная артистка России Эльвира Игоревна Данилина. Я три года обучался под ее художественным руководством. Она очень много мне дала, очень многому научила. Я всегда ее благодарил (и не устаю благодарить сейчас) за опыт, за все, что она мне передала.
— А что произошло? Ведь, как я понимаю, сейчас ты отдал предпочтение другой театральной школе?
— Я продолжил свое обучение таинственным и совершенно волшебным образом в легендарном театральном институте им. Б.Н. Щукина. В Саратове я ощутил некую творческую деградацию, если можно так сказать. Это связано со мной, с изменением моих каких-то взглядов на жизнь, на мир, на людей, на профессию. Я понял, что, пожалуй, все, что я мог взять в саратовской школе, я уже взял. И дискомфорт, который я испытывал, как раз спровоцировал меня на мысль о том, что надо двигаться куда-то дальше, нужно искать новое место обучения, чтобы его завершить и, так скажем, полноценно освоить навыки профессии. Спасибо за подаренные возможности моему художественному руководителю Валентине Петровне Николаенко.
— Расскажи про свою первую роль в театре.
— Это была большая учебная работа — инсценировка романа В.В. Набокова «Машенька», поставленная режиссером Максом Стрелером. Я играл поэта Подтягина. Эта роль была сложна, потому что, во-первых, нужно было играть человека возрастного, а играя возраст, мы показываем не внешние проявления, да, они, конечно, могут присутствовать в пластике, в психофизике, во взглядах на какие-то вещи, но прежде всего мы показываем суть, мы играем отношения. Соответственно, когда ты очень быстро взрослеешь на сцене, это усложняется, потому что герой намного опытнее, чем ты. Такая была роль.
— Переносятся ли эмоции и переживания со сцены на реальную жизнь?
— Трудно сказать (улыбается). У нас на эту тему шутят. Когда подобное происходит – это уже клиника. Бывает, конечно, об этом думаешь, с этим спишь, просыпаешься. Но нужно уметь делать так, чтобы профессия не наносила в этом плане вред твоему психическому здоровью. Безусловно, играя какого-то персонажа, мы берем эмоции из жизни, как ни крути. Выразить, что чувствует персонаж, нам помогает наш личный опыт, наша личная эмоциональная память. Конечно, многим приходится придумывать и воображать, ведь в силу опыта или в силу разных обстоятельств, ты не мог или не можешь то или иное испытать.
— Правда ли, что артист живет 25/8? Остается ли время на личную жизнь?
— (смеется) Правда, это, действительно, правда. Я не люблю, когда говорят, что это работа. Да, формально это так. Но артист — он артист всегда. За время пребывания в творческой сфере я поменял свое отношение к слову «репетиция», ведь большую часть своего времени мы посвящаем именно ей. Наша профессия, большая ее часть, посвящена как раз репетициям для того, чтобы, в конце концов, продукт, который мы выносим на суд зрителя, получился качественным. Если говорить про жизнь личную, то очень повезет, если человек, который будет рядом с тобой, будет стараться хоты бы понимать тебя, принимать тебя и, такое слово я употреблю, мириться с тем, что у тебя такой выбор и ты не всегда предоставлен не то, что другому человеку, а сам себе. Конечно, катастрофически не хватает времени на родных и близких, друзей. На какой-то досуг, это вообще редкий случай. Тем не менее, как-то приспосабливаешься к этому, учишься. Очень приятно, когда люди относятся с пониманием.
— Что бы ты мог посоветовать будущему абитуриенту театрального вуза, опираясь на свой опыт?
Я бы посоветовал не стараться понравиться. Максимально быть собой. Я не говорю о том, что нужно быть дерзким, нужно быть достойным, тактичным, дружелюбным и, конечно, быть собой. Излишнее выслуживание, оно очень часто губит и ведет к определенным последствиям. Люди теряют свою органику, они испытывают страшный зажим. Я понимаю, что этого не избежать, все мы люди, у всех нервная система, все волнуются и переживают, но, в первую очередь, мастерам интересен ЧЕЛОВЕК, индивидуальность.
Есть ли девиз, с которым ты идешь по жизни?
Только вперед.
Интервью взяла Полина Ледяева, факультет журналистики ГИТР (ДЖ11)
Фото автора