Размер шрифта: Фон:
Студентам
Продюсеры ГИТР рекомендуют: рецензия на спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

«Гениальная идея, сложная реализация».

Рецензия на спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Театр МХТ им. А.П. Чехова, г. Москва

Вальпургиева ночь – время ежегодного шабаша ведьм, которые собирались с другой нечистью на горе Броккен. Но, может, люди и есть нечисть? Об этом рассуждает Уланбек Баялиев – режиссёр спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» по одноименной пьесе Венедикта Ерофеева. В палате номер три собираются разные люди, признанные обществом психбольными, но, читая между строк, можно заметить, что иногда они говорят здравые вещи. Эрудированные пролетарии, рассуждающие о будущем страны, о морали, на первый взляд кажутся простыми сумасшедшими. Однако постановка метафорически отражает строй СССР, где больные – это простые люди, а врачи – власть, творящая что душе угодно и вселяющая страх.

Спектакль повторяет основной сюжет и смысл пьесы Ерофеева, но любой заметит резкие расхождения в юморе, подстроенном под современную аудиторию, и в некоторых сценах, таких как внезапное появление врачей в компрометирующей позе под современную музыку.

Актеры выкладывались на максимум, создавая образы сумасшедших. Особенно выделился Игорь Верник, исполняющий роль Прохорова. Он с особым воодушевлением рассуждал о патриотизме, прыгая с темы на тему. Постоянные перемещения по сцене, быстрая, сложно воспринимаемая речь с сильной интонацией и активной жестикуляцией притягивали взгляд. Михаил Пореченков в роли Гуревича смог удержаться на границе нормальности и сумасшествия. Он вел себя спокойно, цитировал классиков, и лишь по нескольким едва заметным действиям можно было узнать в нем больного.

Режиссёр постановки Баялиев отвечал также и за музыкальное оформление. Некоторые известные всем современные песни звучали странно и даже спорно на фоне темы спектакля. Может даже показаться, что они были не к месту, но это хороший способ привлечь молодое поколение.

Художник по свету Дамир Исмагилов использовал небольшое пространство очень умело. В легких, комедийных моментах освещалась вся сцена, но самые интересные решения заметны в финале, когда нужно создать напряжённую атмосферу. С одной стороны, на актеров падал белый свет, а с другой – красный. Это создавало необычный контраст. Более того, источники света находились внизу, вытягивая тени актеров на полукруглой стене. Так получалось вселить в зрителя страх.

В постановке преобладают белые и серые тона. Общий цвет почти не меняется, что соответствует сюжету, но быстро надоедает зрителю. Грязный серый цвет указывает на то, что герои находятся почти в тюрьме, где единственная радость – это с трудом доставшийся алкоголь.

Палата, в которой происходит действие, выстроена полукругом, сильно ограничивая пространство. Зритель буквально на себе ощущает давление грязных стен. Неизменность декораций обусловлена сюжетом, но делает постановку немного скучной.

Костюмы, как и декорации, не меняются. Небольшие детали в одежде пациентов указывают на их характер. Например, красная шапка на Прохорове придает его образу экспрессивности и эксцентричности. Под врачебными халатами одета полицейская униформа, что отражает суть больницы. Доктора, словно надзиратели, издеваются над больными и не дают им права на свободу.

Продюсер спектакля вложил большую часть бюджета, отложенного на рекламу на премьере. Сейчас её совсем немного, и нацелена она в основном на любителей театра. В зале оставались свободные места, но не очень много. Программки разочаровали: дизайн заурядный, распечатаны на тонкой бумаге.

Что касается зрительской реакции, после антракта зал заметно опустел. Некоторые уходили прямо во время спектакля. Постановка очень сложна для понимания неподготовленному зрителю, а несменяемость локаций и костюмов заставляет его скучать ещё больше. Однако многие были в восторге от проведенного в театре времени.

МХТ им. А. П. Чехова находится рядом с метро, его просторность и красивый дизайн заставляют каждого восторгаться. В нем распложены несколько гардеробов, так что даже сразу после окончания спектакля очереди сравнительно небольшие. Как и в большинстве театров, цены в буфете запредельно высокие, а ассортимент печально скудный. На лицах персонала отражен тяжелый день, а в глазах поселилась вселенская печаль.

Текст и фото: Вахтина Мария, ДП11

Редактор: Брюзгина Маргарита, ДП11

Поделиться