Размер шрифта: Фон:
Студентам
Продюсеры ГИТР рекомендуют: рецензия на спектакль «Мертвые души»

 

«Мир, где можно продать душу, обречен на распад изнутри».

Спектакль Алексея Дубровского по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Малый театр, г. Москва

Спектакль «Мертвые души» является инсценировкой великой поэмы Гоголя на сцене малого театра. Спектакль учит зрителя тому, что мир, в котором душа может быть продана, обречен на разложение. И этот замысел режиссер-постановщик Алексей Дубровский прекрасно доносит до зрителя. Если говорить о сюжетной целостности спектакля, то можно отметить, что расхождение с текстом минимально.  Человек, который читал поэму, это сразу поймёт, так как реплики соответствуют. Режиссер не привносит новых сюжетных поворотов в произведение, а блестяще экранизирует великую русскую классику.

Актерская игра просто бесподобна. Ты не можешь понять, чья же игра тебе нравится больше. Может, роль Манилова в исполнении народного артиста России Александра Клюквина или роль Коробочки в исполнении Ирины Муравьевой. Каждый герой — многогранный. Образы на сцене воссоздаются не только за счет реплик персонажей, но и за счет костюмов и грима. Например, в поэме есть упоминание об одной бакенбарде помещика Ноздрева, за счет грима это соблюдено.

Среди режиссерских приемов есть такие как мизансцена, например, в сцене с Коробочкой и Чичиковым, так же работа с планами. Если говорить о музыкальных решениях спектакля, то они сыграли огромную роль в сюжете. Характер музыки сменялся в зависимости от сцены: например, она то была игривой в сцене бала у губернатора, то становилась тревожной или даже загадочной в напряженных сценах. Музыкальное решение определенно сделало спектакль более интересным и целостным. Но стоит отметить, что музыка, к сожалению, была неживой, а играла из колонок, что зрителя в театре может смутить.

Если говорить о световых решениях, то они тоже сыграли большую роль в спектакле. Например, в напряженных моментах повествования свет мог становиться красным, также очень правдоподобно была передана гроза в сцене с Коробочкой, она могла даже напугать зрителя.

В цветовом решении спектакля доминируют темные, коричневые, охристые, серые тона. Яркие пятна (кричаще-розовый кафтан Ноздрева, пышные платья на балу) лишь подчеркивают общую унылую палитру, метафорически изображая мир без живой, сочной краски жизни.

Декорации были на высшем уровне. Удивила выезжающая из-под пола платформа, служившая поместьями помещиков. Декорации соответствовали сюжетным линиям, например, декораторами в сцене с помещиком Плюшкиным воссоздана огромная куча хлама, которую он собирал. Или в сцене с Ноздревым представлены чучела животных: волка, огромного медведя, кабана. Эти детали еще больше влияют на целостность героя. Если говорить о костюмах и гриме, то они соответствовали эпохе и героям. Например, у Манилова был роскошный халат, а Плюшкин был весь в лохмотьях, что соответствует поэме.

Зал был заполнен полностью. Программки и афиши были в виде кадров спектакля. Дизайн билетов отсутствовал.

Говоря о зрительской реакции во время спектакля, можно отметить, что время от времени зал смеялся от реплик героев, в наиболее приподнятом настроении зал был во время сцен с Маниловым в силу великолепной игры Александра Клюквина: он добавлял образу Манилова такие тонкости, которые заставляли зал усмехаться. После спектакля настроение зрителей также осталось приподнятым, было слышно обсуждение спектакля. Зритель был доволен.

Общее впечатление от театра великолепное, Малый театр находится в самом центре Москвы, добраться можно на метро до станций «Театральная» или «Охотный ряд». В гардеробе работали очень приятные и приветливые девушки, буфет был тоже хороший, но очень дорогой. В холлах было слегка душновато. Но эти мелочи не отменяют радости от посещения.

Автор статьи и фото: Балабанова Анастасия, ДП11

Редактор статьи: Брюзгина Маргарита, ДП11

Поделиться