Мрачный, угнетающий, серый, грязный — эти эпитеты первыми пришли на ум утром понедельника, девятого декабря. Непросто в такой день вообще заставить себя встать с кровати, что уж говорить об ответственных и серьезных делах. Однако студентов-заочников пятого курса факультета журналистики ГИТРа сегодня ждал государственный экзамен, одно из последних испытаний на финишной прямой получения высшего образования.
Вязкая давящая тишина стояла на втором этаже. Примерно 10 человек, расположившись на диванчиках у аудитории, пытались справиться с тревогой. И она более чем оправдана; «Самое страшное — неизвестность», — сказала мне студентка, вышедшая с экзамена в числе первых. 30 билетов, комиссия, 20 минут на подготовку. Ответ. А что, если попадётся именно тот билет, который я знаю хуже всего? А что, если комиссия будет валить? А что, если я не успею собраться и подготовить ответ в отведённое время?
Этот мандраж оказался очень заразителен, обстановка накалялась всё сильнее и сильнее, но вот дверь открылась, и со счастливой улыбкой вышла первая студентка. Почему она улыбается? Может, это на нервной почве? Может, просто повезло с билетом? А что, если всё на самом деле не так страшно? Гробовая тишина наконец была прервана. Всего минута, и обстановка изменилась. Все вышли из оцепенения, движения студентов стали менее резкими, а голос перестал дрожать. Начались разговоры, стал звучать искренний смех. Всё не так плохо. Страх перед неизвестностью начал понемногу уходить.
«Большинство студентов прыгнуло выше головы, выступив неожиданно хорошо. Очень много пятерок, студенты уже в профессии и были хорошо готовы», — так прокомментировали результаты экзамена в приёмной комиссии. И счастливые лица будущих бакалавров не дадут соврать. А ведь подобное происходит почти каждый день: сколько факультетов, курсов, групп — и каждый проходит через это не единожды.