Объявляем о запуске проекта — Института кино и телевидения (ГИТР) с платформой WINK, который позволит студентам представить свои лучшие фильмы широкой аудитории.
С первым сезоном на WINK доступны уже 9 серий своих фильмов, созданных в 2022 и 2023 годах. Как изменилась практика и подход к отбору лучших работ? Как соблюдение юридических нюансов влияет на творческий процесс? И какие требования нужно всегда помнить, чтобы попасть на платформу?
В рамках старта проекта ГИТР x WINK Екатерина Будылина поговорила с руководителем специальных проектов ГИТРа Дмитрием Бобровым.
В этом интервью руководитель специальных проектов Дмитрий Бобров расскажет о том, как дошел до реализации мечты и какие шаги должны выполнить студенты, чтобы опубликовать свои работы на WINK и привлечь внимание потенциальных работодателей.
Как пришла идея продвижения фильмов, успешных работ студентов на разные платформы?
— Знаете, это началось еще давным-давно. Это был 2008 год. Я тогда был студентом второго курса, и мы с Юрием Михайловичем Литовчиным уже это сделали в том же году. У меня тогда был небольшой телеканал в Подмосковье, и я, будучи студентом, к нему пришел и спросил: «Юрий Михайлович, можно ли как-нибудь показывать хорошие работы студентов на небольшом телеканале?» Он ответил: «Почему бы и нет, может быть, к нам кто-то из студентов придет». И действительно, так и произошло.
Я отобрал самые лучшие фильмы и показывал их по областному телеканалу в небольшом городе. Соответственно, некоторые студенты уже отучились, а кто-то учится сейчас. Они приехали из небольшого города и стали профессионалами, причем даже известными профессионалами. Поэтому мы уже давно обкатали эту историю о том, как запускать лучшие проекты на телевидении или платформах.
Что поспособствовало дальнейшему развитию проектов на широкую аудиторию?
— Я относительно недавно вернулся в ГИТР, и меня стали замечать в коридорах. Но на самом деле моя связь с институтом была все это время неразрывной, потому что я вел короткие курсы и преподавал студентам-операторам. Параллельно я занимался своим продакшном, работал с зарубежными компаниями, основным моим клиентом был Discovery Channel. Там я получил огромное количество новой инсайдерской информации и подумал, что было бы здорово поделиться ею со студентами. Соответственно, у меня появились контакты и связи, которые могли подсказать, что нужно сделать для того, чтобы вывести фильмы на платформы.
Я вернулся в институт в роли руководителя специальных проектов и заведующего кафедрой операторского мастерства, чтобы помочь ребятам осуществить их давнюю мечту. Будучи студентом, который окончил обучение в 2011 году, я, наверное, был бы очень рад, если бы кто-то сделал что-то подобное для меня.
Фильмы, которые мы снимали, не имели возможности выхода в свет, какого-то глобального. Конечно, это было грустно для нас. Поэтому сейчас мы проделали огромную работу, чтобы у ребят появилась такая возможность.
В запуске первого сезона ГИТР на платформе WINK выйдут 9 серий. Там есть фильмы 2022 года и 2023 года, в чем принципиальное отличие между ними?
— Отличие в том, что в первый год (2022) я, будучи членом Госкомиссии, увидел классные работы и понял, что нельзя их просто складывать «в полку», нужно обязательно показывать людям! Я самостоятельно провёл огромную работу (тогда я ещё не работал в институте, параллельно делая это по собственному желанию) и отобрал 20 лучших фильмов. К сожалению, только три из них смогли пройти мой «жёсткий отбор». Соответственно, это ребята, которые собрали все документы, подписали их и сделали постеры. То есть, это бойцы, которые были готовы идти до конца.
Также было много слёзных историй. Когда я выбирал хороший фильм, мы собирали весь пакет документов, кроме, например, одной бумаги (согласия одной актрисы, которая снималась в кадре). Мне звонили режиссёры, плакали, натурально плакали мне в трубку и говорили, что им не подписывают эту бумажку, потому что, например, актрисе кажется, что она не очень хорошо сыграла свою роль. Если этот фильм увидят на больших экранах кастинг-директоры, они не будут звать её в кино.
Я правильно понимаю, что проблемы были не с точки зрения драматургии или визуализации, а из-за неправильно собранного пакета документов?
— Да, да, да! Как бы всё это не было печально, но всё упирается в бумажки. И без этих бумажек мы, к сожалению, ничего не можем сделать, потому что это юридическая ответственность. Всё наше творчество, все наши мучения и страдания, творческие изыскания, обсуждения ночами с оператором, как вы будете всё снимать, к сожалению, в какой-то момент упираются в бумажки.
Я, как творческий человек, вот не люблю всю эту историю. Но таковы правила игры. Если мы действительно хотим, что всё было чётко, то мы должны этим правилам следовать. Так что, я, как гуманитарий, тоже не в восторге от этого.
Как изменился подход в 2023 году?
— Мы уже получили очень хороший опыт за 2022 год. Кроме того, я пришёл в ГИТР, и у меня появились друзья, коллеги и партнёры по работе, которые стали мне помогать. Я нашёл таких ребят, как Роман Минлишев и Мария Елпидинская, которая очень помогла с документами и создала базу, которая вообще не существовала до этого. Это была суперпомощь! И только благодаря слаженным действиям всей команды мы смогли сделать классный пакет. Причём мы постоянно его модернизируем и переделываем.
Не потому что мы что-то неправильно сделали, а потому что стараемся адаптировать его максимально под студентов, чтобы им было легко и удобно это сделать. Бывают ситуации, когда режиссёр может пойти в проект без продюсера, и режиссёр или журналист может сделать суперфантастический фильм. Все просто в восторге: все призы и награды — всё, что можно было получить на фестивалях, он получил. Но, например, у этого фильма нет документов. Опять же, упираемся в какие-то две бумажки!
Ещё один пример: режиссёр или журналист решил взять музыку из интернета. Где-то нашли её, скачали и добавили в своё кино. Но так не работает! Так делать нельзя…
Какой будет итог, если «играть не по правилам»?
— Итог: звонишь мне, плачешь в трубку и говоришь: «Как же так?»
Всё, к сожалению, упирается в одну простую вещь. Мы, конечно, привыкли к тому, что, загружая видео в TikTok или YouTube Shorts, там автоматически предлагается музыка, и ты одним нажатием кнопки добавляешь её в эти короткие форматы. И, вроде, всё хорошо. Да, это хорошо, но это работает только на одной платформе, для которой вы это делаете. Как только дело заходит о каком-то массовом показе, начинаются совершенно другие правила игры.
В принципе, воровать — это не очень хорошо, мягко говоря. В нашем институте мы начинаем применять такую терминологию: «Недопустимо воровать чужой контент!» То есть просто так на это мы глаза не закроем. Нет, мы не хотим закрывать на это глаза.
Вся суть в том, что всё очень просто. Если вы на 100% владеете своим контентом: сами написали сценарий, сами сняли, сами смонтировали, сами написали музыку — у вас в руках 100% качественный продукт. Вы можете делать с ним всё, что угодно: продать, передать, подарить. Всё, что угодно, вы можете с ним сделать: он настоящий, чистый, сделанный лично вами продукт. Вот и всё! Это простое правило, которое нужно запомнить. При этом, это ещё и очень увлекательно! Когда вы начинаете писать музыку с композитором, вы понимаете, что перед вами открывается целая вселенная. Насколько круто вы можете изменить продукт, написав к нему свою собственную музыку! Это может полностью изменить правила игры.
Мне бы очень хотелось, чтобы наши студенты погрузились в эту игру, им понравилось в неё играть, и они чувствовали, что в их руках действительно находится создание этого продукта. Каждый их шаг, каждое действие — это их решение! Вот они командой собрались у кого-то, посмотрели фильм с музыкой, которую условно написал композитор. Сидят они все, купили большую пиццу, и говорят: «Ты знаешь, мне кажется, что эта музыка здесь не очень подходит, может, она должна быть немножко другой. Что ты думаешь об этом треке?»
Что дает совместная работа студентов в процессе обучения для будущих проектов?
— Самое главное — в этот момент ты формируешь свой собственный стиль, вот в чём весь кайф этого процесса. Из фильма в фильм ты начинаешь со своей командой общаться совершенно новым языком. Например, как я общаюсь со своим звукорежиссёром? Я говорю: «Саш, а помнишь, мы в том фильме сделали вот так?» Он отвечает: «Конечно, помню! Я сразу понял, о чём ты говоришь». Понимаешь, ваша коммуникация происходит просто за считанные секунды. Вы посмотрели друг на друга — и сразу же поняли. Вот в этом весь кайф создания продукта!
Мне бы очень хотелось, чтобы ребята, которые производят фильмы и выпускают их, как условные пилоты на платформу, продолжали работать командой, потому что они уже начинают понимать друг друга с полуслова. Когда они начинают понимать друг друга с полуслова, они могут за год сделать не 15-минутный проект, а 30-минутный, а потом ещё научиться и уже выпустить полтора часа — и здесь у них уже есть полный метр. А тебе всего 25 лет, а ты уже выпустил полный метр на платформе. Понимаешь, к чему я веду? Вот в этом должно быть всё. А не просто на timeline накидать файлов, кнопкой «play» нажать и сказать: «для ГИТРа сойдёт»…
Большинство ребят не воспринимают ещё GITR GUIDE, как «карманный помощник». Их пугает количество страниц. Для чего создан GITR GUIDE?
— Пока ты у меня спросила про GITR GUIDE, я скажу: во-первых, GITR GUIDE — это не какая-то история, которая произошла, как «очередной дядька в форме, который должен всех палкой подгонять» — вообще не про это!
Я позаимствовал эту историю у наших зарубежных коллег с телеканала, который я назвал ранее. Это очень серьёзные ребята. Там работают действительно неглупые люди. Я тебе честно говорю, я проверил! Поэтому там, конечно, прописаны все процессы, и это, конечно, помощник! То есть это не та история, которую вам нужно зубрить или читать ночами… Вообще не про это!
Это про то, когда вы делаете свой фильм и что-то забыли. Дошли до какой-то стадии, и вы открываете 25-ю страничку и думаете: «Ага, надо так сделать». И всё, закрыли, отложили, себе в телефон скачали. То есть это просто напоминалка и инструмент, который позволяет контролировать четко все процессы. Мы, конечно, будем его потом расширять и дополнять новыми фишками.
При выходе на Wink мы будем добавлять путь по шагам: что ты должен сделать с первого курса, чтобы на пятом курсе оказаться на платформе.
Будет ли новая версии GITR GUIDE?
— Вообще да, сейчас сдаю тебе всё, как есть! В зимнем семестре мы будем всё повторять, поправлять, дополнять эти моменты. Опять же, в гайде что удобно? В GITR GUIDE удобно делать это с картинками, гиперссылками на документы и так далее. Также удобно написать про дистрибуцию партнеров, дать доступы в личные кабинеты, например, на Muza Production, где вы можете бесплатно брать музыку для проектов, и на ЗВУКИ.МУЗЫКА, где тоже можно получать музыку бесплатно для проектов. Мы со всеми договорились, все договоры подписали, всё работает. Делаем максимум для студентов.
Какие-то суперскидки пробиваем в фотолабах и так далее. В общем, мы делаем всё возможное для того, чтобы вы создавали свой качественный личный контент. И ни в коем случае не «подворовывайте» его у кого-либо!
Появилась информация, что на втором этаже, где у нас расположены футболки с разных годов поступления — они пропадут! Что с ними произойдет? Это правда или какой-то слух?
— Они не пропадут, конечно, где-то останутся. Может быть, они немного подвинутся. Мы обсудили с руководством института, что было бы классной идеей сделать нашу собственную стену славы. В Голливуде есть Аллея славы. Почему у нас в институте не может быть своей Аллеи славы? Ребята, которыми мы гордимся. Но как будет выглядеть эта Аллея славы? Тебе могут «звездовать», я не знаю, получил ли ты Оскар или ещё что-то, да? То есть должно быть какое-то достижение. А как понять, что у студента, например, есть какие-то достижения? Вот мы их отучили, они ушли в большую взрослую жизнь и всё… А дальше они работают, делают, снимают свои проекты. Нам бы хотелось отслеживать этих ребят уже в формате обучения. Где-то на пятом курсе, пока они ещё в институте. И что может быть лучше, чем выбор их фильма на платформы? Дать им зелёный свет в большой мир и создать такую Аллею славы нашего института!
Я думаю, что футболки, наверное, поменяются на постеры лучших фильмов. На этих постерах будут QR-коды. Любой студент, абитуриент, школьник, который приходит к нам в гости, сможет подойти, навести свой телефон, отсканировать этот QR-код, попасть сразу на платформу Wink и увидеть, что вот, пожалуйста, вам путь от студента первого курса до профессионала, который выпускает свои проекты на Wink.
Что публикация на платформе WINK нам дает, как студентам?
— Это выход на совершенно другой профессиональный уровень. Вы приходите к своему потенциальному работодателю в продакшн, у вас спрашивают портфолио: «А что ты снимал? В каких проектах ты участвовал?» И вот одно дело — вы присылаете ссылку на какой-то ресурс, где у вас всего 10 просмотров. А другое дело — когда вы присылаете ссылку на платформу. А что значит «прислать ссылку на платформу»? Это значит, что ваш фильм и вы тоже прошли все круги ада, которые только можно было пройти. Всю юридическую информацию подготовили, со всеми документами подписали. То есть это говорит о том, что вы абсолютно взрослый, профессиональный человек, с которым можно вести любой диалог, в том числе и о заработной плате — хорошей.
Основная проблема в трудоустройстве режиссеров заключается в том, что студенческие работы недоступны для работодателя на платформах. В этом есть что-то грустное и обидное, как ты считаешь?
— Да! И самое главное — у вас не было никаких метрик, никаких оценок. Ну, кто посмотрел эту работу? Понимаете, она в современном мире просто находится в вакууме, сама по себе лежит на полочке. Другое дело, если вы, конечно, сделали короткометражку, которую отметили на всех фестивалях страны и мира, или у вас на этой короткометражке миллионы просмотров. Тогда, конечно, это будет весомее: аудитория в таких масштабах оценила. Но таких фильмов не так уж и много, у кого есть такие просмотры…
Короткая история: мы с моими друзьями сняли короткометражку за границей, в Японии. И она до сих пор занимает топ-10 на платформе Crypt TV. У неё 8,2 миллиона просмотров. Известный режиссёр Гильермо дель Торо ретвитнул её через два часа после выхода. Вот когда у тебя такая короткометражка на 8,2 миллиона… Звонят из Голливуда и запускают с тобой полный метр. Вот это да! Тогда тебе уже платформа Wink не так уж, как бы, нужна. Но это редкость. И к этому, конечно, надо стремиться.
Правильно ли я понимаю, что развитие этого проекта даёт студентам реализовать себя с первого курса, выполняя все требования?
— Причём это не требования ГИТРа, а требования индустрии. Мы сразу понимаем — на уровне сценария, даже если просто текст написан, да? У нас, например, в тексте сразу всплывает нецензурная лексика, неприятные сцены, что-то из контента 18+, издевательства над кем-то или ещё что-то. То есть мы даже на уровне просто чернового текста на белой бумажке сразу понимаем: это можно показывать людям или у этого мало шансов? Это уже сразу понятно. Поэтому мы хотим объяснить ребятам, что ни в коем случае не говорим о том, что сейчас сделаем «такой узенький коридорчик», и вы в этом коридорчике должны просто «идти аккуратненько крабиком», и ни шаг влево, ни шаг вправо. Просто призываем к определённой адекватности!
Если вы берёте жанр драма, то в жанре драма можно придумать миллиард сценариев, и не обязательно, чтобы кто-то на кого-то с ножом бросался. Там можно и поплакать над собакой Хатико, которая ждёт своего хозяина. Или можно сделать фильм «Титаник» — какой-то супермасштабный, где тонет корабль, и так далее. Огромное количество драм — или, например, фильм «Семь жизней» с Уиллом Смитом. Это же крутой проект! Огромное количество творческих способов можно применить. Или комедии снимают, боевики. Я всё мечтаю, когда начнут делать классные хорроры.
Но хорроры не в смысле, что в какой-то момент там куча крови и так далее. Хоррор же и для операторов крут! Самое главное — по бюджету обычно недорого, потому что ты фонарик взял в руки, на чердак куда-нибудь залез. Там можно снять целый полный метр! Огромное количество возможностей, про современную технику молчу. Любой Blackmagic взял, и у тебя классное изображение, которое пройдёт любой ОТК и будет показано на любой платформе — вообще никаких ограничений, пожалуйста!
Поэтому все возможности есть, и мы очень хотим, чтобы студенты ими пользовались. Каждый раз, когда студент пишет сценарий 18+, он автоматически обрекает себя на минимальные шансы попадания на платформы. Все должны это знать. Мы никого не ограничиваем, но все должны понимать, что правила игры такие. Мы постараемся со временем тоже эти правила игры прописать.
Есть ли другие творческие ВУЗы, у которых есть выход на WINK или на другие платформы?
— Таких вещей нет, и в ближайшее время, я думаю, не появится. Потому что то, что мы сделали, — это колоссальный труд. Тот же самый Orbox, который мы подключили как отдел технического контроля. Что произошло? До ГИТРа Orbox был только у пары-тройки телекомпаний. Это очень дорогая история. А что сейчас происходит? Wink подключил себе Orbox, и другие телеканалы тоже его подключают. То есть все сейчас на него переходят, и мы заскочили в самый первый вагон! У нас студенты уже проходили ОТК, когда у крупных телекомпаний его еще не было. Мне кажется, я даже не слышал в мире, чтобы в институте был свой собственный ОТК, причём не самодельный, а именно профессиональный, на котором работают другие телеканалы. Такого вообще нигде нет! Поэтому вишенка на торте — выход фильмов 1 декабря — это всё, что мы делали на протяжении этих двух лет. Оно вылилось теперь в такой классной форме.
Какая периодичность у проекта?
— Здесь мы сразу шли в долгую. Весь этот план изначально был предназначен для того, чтобы выстроить все процессы так, чтобы не разово собрать фильмы и один раз их опубликовать. Наша идея заключается в том, что мы теперь будем выходить сезонами. Поэтому нам нужно было решить все вопросы с документами: с GITR GUIDE, с Orbox — всё это было необходимо, чтобы построить цепочку, и мы превратились в целый продакшн-конвейер крутых профессионалов.
Если сейчас мы набираем 5-10 фильмов, то с каждым годом у нас будет всё больше фильмов. Мы должны создать определённую цель. Да, некую цель, глобальную и мощную для студентов, чтобы мечта оказалась абсолютно реальной.
Это прозрачная схема: если вы по ней работаете, то попадаете на платформу. Всем должны быть понятны правила игры. Мы эти правила игры формируем постепенно.