Размер шрифта: Фон:
Студентам
Отцы и дети в эпоху интернета: урок не усвоен

На Новой сцене Театра на Таганке состоялась премьера 
спектакля "Это все она" с Викторией Толстогановой 
и Денисом Власенко  в главных  ролях. Корреспондент 
ГИТР-ИНФО Яна Арефьева побывала на спектакле.

По разные стороны сцены сидят двое. Слева женщина, на вид ей лет 40. Она яростно рассказывает знакомой, а на деле залу, о своих сложных взаимоотношениях с сыном-подростком. Чересчур заботливая женщина подарила ему попугая, но сын подарка почему-то не оценил. Ее монолог заканчивается, и все внимание зрителя направляется на правую сторону сцены.

Там парень лет шестнадцати тоже в формате монолога начинает рассказывать о своих конфликтах в семье. Нет, это не два незнакомца со схожими проблемами. Это мать и сын. За все время спектакля они так и будут сидеть каждый в своем углу, каждый в своем мирке. Она там, где все идеально чисто, где каждая вещь на своем месте. Он там, где всегда темнота и беспорядок. За рамки своих пространств, за границы невидимой между ними стены мать и сын выйдут лишь в виртуальном мире. Они все же соприкоснутся друг с другом, но  где-то там, в Интернете, не в жизни.

Сложные взаимоотношения. Мама, которую играет замечательная Виктория Толстоганова, потеряла мужа. Сын, которого играет молодой, но уже востребованный актер Денис Власенко —  отца. С уходом близкого человека они утратили связь друг с другом, которую и пытается восстановить женщина. Под никнеймом «Тоффи» она регистрируется в социальной сети, чтобы узнать, чем живет ее сын.

Режиссер Данил Чащин, у которого за последний год чуть ли не ежемесячно по премьере в разных столичных театрах, умело противопоставляет виртуальный и реальный миры. В настоящей жизни — скандалы, недопонимание, приглушенный свет и тишина, которая периодически прерывается звуками вьюги и барабана, «озвучивающих» слом внутри героев.

В виртуальности все наоборот. Здесь и свет яркий, неоновый, и музыка спокойная, без надрыва. В виртуальном мире ты можешь говорить обо всем и быть кем захочешь. Именно здесь два героя и находят точки соприкосновения. В виртуальном пространстве они дополняют друг друга, учат чему-то новому.

Например, благодаря сыну мама научилась понимать подростковые новомодные слова — «лол, кек, отстой». А мальчик начал слушать Окуджаву. Они близки и в момент, когда вспоминают о своей любимой сказке «Питер Пен». Мы вместе с героиней углубляемся во внутренний мир ее сына. Он одинок, у него нет друзей, и подросток не гомосексуалист, чего так боялась мама.

Парень пишет стихи, которые решается прочитать своей «интернет-подружке». Благодаря стихам мы понимаем одиночество и боль подростка, которому просто нужно выговориться. Мотивация обоих героев ясна — парень одинок, он не может, не умеет делиться переживаниями, его защитная реакция — агрессия.

Мать — эгоистична, инфантильна. Даже когда сын читает стихотворение об одиночестве и алкоголе, единственное, что ее волнует — неужели подростки могут выпивать. Эгоизм женщины проявляется и в тот момент, когда сын признается ей в любви. Она не прекращает общение, хотя знает о последствиях.

Хочется отметить, что актеры отлично передают эмоции героев, описанные автором пьесы Андреем Ивановым. Виктория Толстоганова, которая не боится участвовать в экспериментальных постановках, отлично сыграла эгоистичную, немного деспотичную мать, скрывающуюся под маской заботы. С другой стороны, как мне кажется, благодаря ее актерской игре, получилось создать образ матери, заслуживающей не только осуждения, но достойной и сопереживания. Ведь, как мы знаем, в конфликтах всегда виновны двое.

Денису Власенко отлично удалось передать тип современного, закрытого от мира подростка, внутри которого кипит буря эмоций.

Отдельно хочется отметить музыкальное сопровождение спектакля. Режиссер умело работает не только со звуками, олицетворяющими слом, надрыв, но и с современной музыкой — группой «Дайте Танк», певицей «Mirele». Композиции именно эти исполнителей играют в моменты, когда герои после переписки возвращаются в реальный мир. Это уже не безысходность и отчаяние, это надежда, которая возникает. На секунду кажется, что наконец-таки герой обретет счастье и покой. Зритель вместе с подростком на какой-то момент оказывается в эйфории. Но потом приходит осознание, а за ним и отчаяние, ведь мы прекрасно понимаем, в кого влюбился парень.
Конфликт отцов и детей вечен. Но если пьесы на эту тему без конца пишутся и ставятся, значит уроки так и не были усвоены.

Посмотреть спектакль «Это все она» вы можете 22 мая на Новой сцене Театра на Таганке.

Текст подготовила Яна Арефьева, факультет журналистики ГИТРа
Фото взяты с сайтов РИА Новости и «Комсомольской правды»

Поделиться