Почему мы говорим о том, что оператор — создатель искусства? Фильмов Тарковского, Ларса фон Триера, Эйзенштейна и других гениальных режиссеров не случилось бы без операторской работы. Сегодня любой может взять в руки камеру, но чтобы стать настоящим мастером, нужно правильное образование. И ГИТР — это место, где вы можете стать профессионалом своего дела!
Операторский факультет Института кино и телевидения — это съемки и практика с первого курса, работа в команде и качественная аппаратура для реализации своих проектов. Ее можно бесплатно взять в Учебной студии Института: камеры, штативы, свет — все, что может пригодиться на съемочной площадке! Но с чего начать поступление? Для этого нужно преодолеть всего два шага:
Шаг номер один: подайте заявление на сайте приемной кампании Института кино и телевидения, соберите все нужные документы и начинайте готовить свое портфолио. Оно просто необходимо на вступительных испытаниях!
Шаг номер два: приходите на вступительные испытания и ничего не бойтесь! Это всего лишь опыт. Если что-то не получилось, то свои силы всегда можно попробовать в следующем году.
Больше про этот этап поступления расскажет декан операторского факультета Роман Эрнстович Минлишев:
— На самом деле, вступительные испытания в ГИТРе — это, наверное, самый простой этап на пути к получению диплома. Первый день — это собеседование, на которое абитуриент приносит творческую папку. На собеседовании поступающий отвечает на вопросы, например, какие его операторы любимые, какие у него есть знания в целом? Может задаваться вопрос «Что такое выдержка или диафрагма?» Ну и, соответственно, вопросы по его работам: «Как это было снято?», «Где это было снято?» Можно сказать, милая дружеская беседа.
После этого абитуриента проводят к репродукциям картин, чтобы понять, какая у него есть культурная база. И дальше спрашивают, кто у него любимый художник. Ну, допустим, поступающий говорит: «Рембрандт», — и его просят найти на этих репродукциях Рембрандта. Потом из отечественных художников. Он говорит, допустим: «Шишкин», — и ищет репродукции Шишкина. Ну и могут спросить другие известные произведения. Все картины, которые там находятся, занесены в шедевры мировой живописи.
После, абитуриент получает домашнее задание — тематический репортаж и определенный набор фотографий, которые должны быть выполнены без компьютерной обработки. Через два дня наступает второй день испытаний. Он все это показывает, потом его провожают к компьютеру, где находится тест на базовые знания по основам фотографии, операторского дела и оптики, электричества — на все, что входит в школьный курс по физике. Вот и всё, все испытания закончились. Дальше нужно просто ждать результатов.
Помощником в сдаче вступительных испытаний станет сайт ГИТРа, где вы сможете найти всю полезную информацию в правилах творческих испытаний. Кроме того, вы получите гайд на скидку в фотолаборатории «PhotoLаb» для абитуриентов и студентов института.
• Роман Эрнстович, скажите, а на что Вы в первую очередь обращаете внимания во время вступительных испытаний? На какие навыки, качества будущего оператора?
— В первую очередь, мы обращаем внимание на поведение человека: насколько он стрессоустойчив, коммуникабелен, заинтересован в том, что делается. Силой ли его заставили родные или друзья прийти сдавать экзамен или же он искренне от всего сердца пришел, действительно горит и хочет это делать — разные бывают случаи. Потом мы смотрим по его работам: насколько у него есть база знаний, сможем ли мы его научить нормально. На операторском факультете съемки начинаются сразу с сентября и, соответственно, человеку, у которого вообще нулевые знания, будет очень сложно на этом этапе.
То, что он фотографировал дома и ему говорили, что у него неплохо получается, еще не значит, что у него есть база фундаментальных знаний, которые помогут ему влиться в съемочный процесс. И портфолио все это показывает: понимает ли он, на что влияет диафрагма с выдержкой или нет. Ну и по вопросам, которые задаются на собеседовании, мы понимаем о его насмотренности, культуре. Если все эти качества как-то совпадают с тем, что требуется, то мы выносим у себя в голове решение — нам этот человек интересен, и продолжаем дальше с ним взаимодействовать.
Два основных шага позади, и теперь наступает самый волнительный момент — ожидание результатов. Именно он решит, станет ли абитуриент частью дружной GITR FAMILY. Цель все ближе. Остается только расслабиться и верить в свои силы.
Будущий оператор после поступления на церемонии вручения студенческого сможет познакомиться не только со своими будущими однокурсниками, но и с педагогами. Среди них декан операторского факультета Роман Эрнстович Минлишев и старейший преподаватель ГИТРа Виктор Тимофеевич Пархаев. К вам будут строги, но справедливы и никогда не откажут в помощи и поддержке.
• Роман Эрнстович, расскажите, какие эмоции Вы испытываете в день вручения студенческих билетов? К чему заранее готовит ваша торжественная речь будущих операторов?
— Ну конечно я радуюсь — это все-таки праздничный день: пришли ребята, которых мы очень долго и кропотливо отбирали, лучшие из лучших. Я чувствую ответственность. Они доверились нам и мы должны это доверие оправдать. Мы должны сделать из них хороших специалистов, классных операторов, которые будут востребованы. Поэтому радуюсь и волнуюсь одновременно. Очень большая ответственность лежит не только на мне, как на декане, но и на всех преподавателях, которые работают на нашем факультете. А насчет речи, к чему она готовит? Ну, готовит к реальности. Я всегда на вручении говорю: «ребята, я вас поздравляю с поступлением. У вас есть несколько дней.
Пожалуйста, очень вас прошу, отдохните, так как в оставшуюся жизнь вам отдых больше не особо предвидится». Работа у нас очень интересная и классная, но в то же время очень сложная — и психологически, и физически. Поэтому бывшие школьники вступают на тропу, которая ведет их через тернии к звёздам (через труды, через разочарование и, естественно же, победы) к тому, что им будет приносить удовольствие. Ранее я говорил, что человек должен гореть. Я люблю свою работу и хожу на нее не как на каторгу, а в удовольствие. Это достаточно редкая история. Вот если человек нашел такую работу, которая приносит ему наслаждение, он счастливый человек. Соответственно, я желаю ребятам на вручении студенческих, чтобы они так же стали счастливыми и получали радость от работы, которую они для себя выбрали.
Но ГИТР — это не то место, где можно ничего не делать. Уже со старта учебы ребята делятся на команды и приступают к съемке своих первых аудиовизуальных произведений (АВП) — стендапов. Операторам нужно снять целых три автора. Такое начало сразу же погружает студентов в рабочую атмосферу и знакомит их с индустрией.
• Роман Эрнстович, скажите, в чем преимущества такого подхода к обучению — с первого дня в производство?
— Это не совсем преимущество — это просто определенный подход к обучению. Есть разные школы, разные киновузы. У них свои программы. А мы решили, что у нас будет вот такая уникальная, отличающийся от всех остальных. Мы, конечно, даем и академические знания, но какую-то часть этих знаний мы доверяем студентам для самостоятельного изучения. Мы с ними работаем практически, разбираем их работы, чтобы они делали всё своими руками, тренировали своё тело, свои глаза, свой ум в процессе создания проектов. Можно прочитать тысячу книг о том, как ездить на велосипеде, но пока ты сам на него не сядешь, не поедешь. Вот наш взгляд такой же: студентам можно рассказывать множество всяких историй, передать знания из книг, но пока они сами не возьмут камеру в руки и не нажмут кнопку «RЕС», они ничего не поймут. И это подтверждается из раза в раз, когда рассказываешь ребятам, как надо снимать, и даже показываешь, но потом они едут на площадку и начинают там теряться. И эта система, когда они с 1 сентября начинают сразу же снимать, позволяет через достаточно короткое время подготовить классного специалиста. На мой взгляд, мы просто такой «чит-код» использовали — ускорили процесс становления профессионалов. Вот и все.
Практика — это первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании ГИТРа. Будущий оператор должен быть готов к упорному труду и ежедневным съемкам. Но именно такой подход сделает из вас востребованного специалиста.
Декан факультета Роман Эрнстович рассказал, какие практические задания ожидают студентов во время обучения:
— У операторов первого курса только за первый семестр вместе с совместными проектами получается 19 видеоработ. Кроме того, у них есть наше внутреннее задание, которое дается на парах мастерства. Оно предполагает, что студент тренируется в определенном направлении. Например, есть командная работа — этюд-наблюдение. В ней надо использовать панорамы. И перед тем, как оператор поедет с командой снимать этюды-наблюдения. Он выполняет внутреннее задание по обучению съемке панорам. Позже мы их разбираем и выясняем, где какие ошибки и как их исправлять. И когда студент едет на съемку, он уже ничего не боится, потому что ранее пробовал эти элементы. Помимо этого есть еще предмет фотокомпозиция, где за год ребята делают 100 фотографий. Ну, 100 фотографий это уже эталонно. Естественно, в момент производства этих 100 фотографий делаются ещё тысячи. Есть еще предмет оптика, где они изучают объективы. Предмет светотехника, где они изучают осветительные приборы. И там также есть задания. Первый и второй курс загружен работами по максимуму. Ну и, собственно, это дает результаты. К третьему курсу уже многие студенты начинают работать. Задания становятся более длительными по хронометражу и объемнее, но их количество уменьшается. И ребята успевают и учиться, и зарабатывать деньги.
У операторского факультета ГИТРа есть свой паблик в ВК и канал на RUtube. Там студенты делятся своими успехами. А в паблике в ВКонтакте сохранилась запись одного из мастерклассов, который теперь доступен каждому абитуриенту!
• Роман Эрнстович, расскажите про мастерклассы, которые проходят в ГИТРе, в чем их прелесть?
— Я бы не сказал, что операторский факультет не так часто проводит мастер-классы. Но те, которые мы устраиваем, действительно приносят пользу. Недавно к нам приезжали фирмы «NANLUX» и «NANLITE». Они привезли ребятам огромное количество современных приборов и часть подарили институту. Еще часть разыграли среди студентов, которые пришли. Также, конечно, приходят различные деятели киноиндустрии, телеиндустрии. Но я могу отметить, что у нас большая часть преподавателей работают в производстве. И получается, что каждая встреча студента с его преподавателем — это как мастер-класс. Я на занятиях разбираю какую-то тему на примере сюжетов, которые только недавно вышли в эфир. Мы внедряем туда то, что требует учебный план. Поэтому у нас на факультете мастер-классы не прекращаются в течение всего обучения.
Кроме того, в ГИТРе ежегодно проходит Международный открытый молодежный фестиваль «Телемания».
А специально для операторов проводится Битва мастерских за кубок имени Феликса Артаваздовича Кефчияна. Это кубок имени первого декана операторского факультета ГИТРа, о котором мечтает каждый студент-оператор. На него каждый год наносят имена лучших из лучших. Кто знает, быть может, ваше имя станет следующим?
Вас ждет активная студенческая жизнь: студсовет, ежемесячные события от студентов и для студентов и сообщества по интересам. Скучно точно не будет!
ГИТР — это не просто институт. ГИТР — это место, где обучаются будущие профессионалы. Здесь вы найдете себя, свой стиль, свою команду. Здесь вам не дадут расслабляться, но помогут расти и развиваться!
Узнавайте о условиях поступления на сайте приемной кампании ГИТРа и не забывайте про дни открытых дверей, даты которых можно отслеживать на официальном сайте ВУЗа!