Размер шрифта: Фон:
Абитуриентам
Студентам
Ольга Хвоина: Подходите осознанно к выбору факультета и вуза

Преподаватели ГИТР

Ольга Хвоина:  «Подходите осознанно к выбору ВУЗа и к выбору факультета. Чтобы в середине первого года обучения не обнаружить, что Вы пришли не туда». 

На вопросы абитуриента отвечает Ольга Борисовна Хвоина — доцент, кандидат искусствоведения, музыкальный критик и теоретик. Окончила Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского. Автор учебников и статей по истории музыки, в том числе опубликованных в Большой российской энциклопедии. Ученый секретарь журнала ГИТРа «Наука телевидения», который входит в WOS, ВАК, РИНЦ и другие базы научного цитирования. Преподает «Историю и теорию музыки», «Искусство музыкальной фонографии».

 

— В чем отличие студента факультета звукорежиссуры ГИТРа от студентов других творческих вузов?

 

  • Однажды со мной консультировалась мама абитуриентки. Девушка закончила академическое музыкальное учебное заведение с прекрасными результатами, могла бы поступать в музыкальный ВУЗ, консерваторию или в академию Гнесиных. Но мама сказала: «Вы знаете, ей не хватает работы в полях». Я говорю: «Ну если ей не хватает, то ей точно в ГИТР!». ГИТР — это работа на съемочной площадке, в команде с самого первого курса, с первых месяцев в институте. Это вырабатывает важные для профессии качества. Например, умение коммуницировать с ребятами из других факультетов, с представителями других профессий. Конфликтовать, находить выходы из этих конфликтов. И, выходя из этих конфликтов, создавать творческий союз. Кстати, я работаю в ГИТРе очень долго. И я знаю много творческих коллективов, которые оставались вместе, выпускались и создавали свои продакшны и творческие союзы.

 

— В чем особенность факультета звукорежиссуры в ГИТРе?

 

  • Здесь собираются студенты, пришедшие в звукорежиссуру разными путями. Конечно, многие любят музыку, причем самую разнообразную. Кто-то играет джаз, кто-то сочиняет электронные композиции, кто-то ди-джей. Есть те, кто пришли из-за любви к кино, есть те, кто любит технику, увлекается какими-то новыми технологиями. В результате, здесь каждый найдет себе единомышленников. И в тоже время ребята делятся друг с другом своими интересами. И это делает общение на этом факультете очень живым и очень разнообразным.

 

— Расскажите, пожалуйста о своих выпускниках.

 

  • Рассказать о выпускниках факультета звукорежиссуры ГИТРа для меня непосильная задача. Я работаю здесь больше 30 лет, и вы можете представить, сколько я знаю выпускников. Среди них работающих в профессии подавляющее большинство. И, конечно, мы со многими поддерживаем связь. Ну, поскольку я все-таки преподаватель Истории музыки, я назову Дмитрия Мисаилова, который является главным звукорежиссером Дома музыки в Москве. Видите, это вроде бы не совсем специфика звукорежиссуры аудиовизуальных искусств, но даже такие достижения в области музыки есть у наших выпускников. Стоит сказать, что на нашем факультете теперь большинство преподавательского состава – это тоже наши выпускники. Мне кажется, что нет нужды их перечислять, можно просто открыть перечень преподавателей нашего факультета звукорежиссуры. Среди них теперь уже кандидаты наук, доценты, такая перспектива тоже есть — остаться в родном ВУЗе и передавать свой профессиональный опыт. Ведь они не только преподаватели, они и действующие профессионалы и мы очень дорожим теми, кто остается с нами в ГИТРе.

 

— Какие качества Вы считаете самыми важными для звукорежиссера?

 

  • Самое важное качество для звукорежиссера — хороший слух. Особенно чуткий слух, внимательный слух. Все люди делятся на визуалов и аудиалов. Тех, кто больше воспринимает мир глазами, и тех, кто больше воспринимает мир ушами. Эти люди даже говорят в обиходе по-разному. Они говорят: я вот видел это, а кто-то говорит: а я слышал это, невольно больше делая акцент на слух. Так вот, в звукорежиссуре преуспевают те, кто действительно слышит мир, воспринимает его прежде всего слухом.

 

— Расскажите о предметах, которые вы преподаете. В чем их специфика?

 

  • Я преподаю историю и теорию музыки. Предмет начинается на первом курсе, длится полтора года, а задачи у него очень обширные. Вот уже более ста лет с помощью звукозаписи и той профессии, которой обучаются звукорежиссёры, мы можем послушать музыку, которая была создана в любое время, начиная от эпохи Возрождения и до вчерашнего дня. Это море музыки, в котором как-то нужно не утонуть, как-то нужно разобраться, потому что звукорежиссер работает с музыкой профессионально. В том числе звукорежиссер аудиовизуальных искусств, который соединяет изображения не только с речью и шумами, но и с музыкой. Моя задача, на примерах музыки разных стилей и жанров, но уже утвердившей себя в истории культуры как музыке неких классических образцов. Каким бы стилем она ни относилась, научиться судить о музыке профессионально. Не просто на уровне «мне нравится, мне не нравится», а прибегая к каким-то критериям оценки хорошего и плохого в музыке. Наш курс заканчивается семинаром, на котором выступают все студенты. Каждый рассказывает о той музыке, которую он слушает сам, которую действительно любит, в которой, как он считает, он разбирается. И на этом семинаре он пробует продемонстрировать то, что он может рассказать об этой музыке профессионально. Оценить её особенности, качество, почему именно эта музыка привлекает его, и, может быть, заинтересовать других. И мне всегда очень интересно наблюдать, что в каждой группе, на каждом курсе, каждый год интересы очень и очень разнообразны.

 

— Какой совет Вы можете дать абитуриентам факультета звукорежиссуры ГИТРа 2025 года?

 

Их, пожалуй, два:

  • Подходите осознанно к выбору ВУЗа и к выбору факультета. Чтобы в середине первого года обучения не обнаружить, что Вы пришли не туда. Для этого приходите на день открытых дверей.
  • Если Вы уже выбрали этот ВУЗ и этот факультет звукорежиссуры, готовьтесь к поступлению. Внимательно прочитайте все требования на сайте, приходите на краткосрочные курсы, которые проводятся после каждого дня открытых дверей. Тогда Вы будете увереннее чувствовать себя на вступительных экзаменах. И не допустите тех досадных ошибок, которых можно было бы легко избежать, но которые могут стать препятствием к тому, чтобы вы были с нами.
Поделиться