Олег Штром: режиссер и сценарист, лауреат Национальной премии «Страна», Кавалер Золотого почетного знака «Общественное Признание», призер более чем 30 различных кинофестивалей, в том числе «Золотой Витязь», «Сталкер», «Балтийские дебюты», Международного фестиваля военного кино имени Ю.Озерова и других. В 2021 году возглавил Государственную аттестационную комиссию ГИТР на режиссерском факультете и на сценарной кафедре.
Студент 2-го курса сценарной кафедры ГИТР Михаил Озерной взял большое интервью у режиссера.
Олег Никитич, как вы попали в кино?
Родился я в семье военного инженера. Никогда не думал, что стану кинематографистом, потому что до меня в семье не было людей, связанных именно с кинематографом.
Бабушка моя занималась переводческой деятельностью и писала стихи. Даже выступала на одних концертах с Маяковским и Есениным.
Мой папа огорчался, что я не очень хорошо знаю математику. Он надеялся, что из меня получится «секретный» физик. А мне в руки попался фотоаппарат, а потом и кинокамера, снимающая на 8-миллиметровую пленку. После чего я начал экспериментировать со съемками в школе. А потом уже более серьезно стал заниматься фотографией.
Мне очень нравилась работа оператора и я хотел снимать кино – так пришло решение поступать во ВГИК. Но я не прошел по конкурсу, а поступил в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения на операторский факультет, который тогда был связан с киноинженерией. Изучал операторское мастерство, но, прежде всего, бурно развивающиеся новые технологии, зарождение «цифры».
При этом первую специальность я получил, уже работая, поскольку обучался на очно-заочной форме. Работал я тогда на студии имени Максима Горького. И мне очень повезло, потому что будучи ассистентом, я поработал с огромным количеством замечательных советских режиссеров, операторов, художников. Я, можно сказать, стал членом одной большой кинематографической семьи.
И вот я с какого-то момента понял, что оператором я уже быть не хочу. Что я на самом деле рассказываю какие-то истории. А режиссер — это, прежде всего, тот, кто может реализовать какие-то замыслы и рассказать историю. И мне очень захотелось продолжить обучение в этом направлении.
Мне довелось поработать со Станиславом Сергеевичем Ростоцким. Я пошел на режиссёрские курсы. Однако, сам он отказался вести их по состоянию здоровья. У меня даже было ощущение, что все это зря, я лучше уйду сейчас – я ведь поступал именно к нему. Но тогда к нам пришли два замечательных мастера. Это Михаил Иосифович Туманишвили и Владимир Иванович Акимов. Фильмы Туманишвили были очень жанровыми, динамичными. Наблюдения за его работой на площадке меня научили тому, что я и сейчас использую в своей деятельности. Я научился самой профессии, работе с группой.
Каждый талантлив по-своему. А вот методологии не всем получается обучиться правильно. Поэтому ГИТР ставит своей задачей прежде всего научить вас профессии. А уже дальше все зависит от вас, от вашего таланта.
У меня получилось так, что я поступил на Высшие режиссерские курсы Госкино РФ, отучился 2 года, снял диплом и… в этот момент кинематограф закончился.
Именно для вас или для всех?
Для всех. Наступили 90-е и кино не снималось. То есть я диплом снял на пленку, а дальше я понял, что денежная система страны рухнула, что весь кинематограф тихо накрылся, и по «Мосфильму» бегали только крысы — ничего не снималось.
Но как же работы того же Балабанова, например, «Брат»?
Это было исключение и редкость. Если сейчас снимается, допустим, по 600 фильмов в год, то тогда было 10, но режиссеров тогда было много. При чем хороших режиссеров старой советский школы, которые ничего не снимали – это было очень горько.
Многие мои коллеги сдались — пошли продавать что-то, торговать, привозить машины из-за границы. А я ничего такого делать не умел. Я пошел работать на телевидение.
Но работал я не на каком-то конкретном канале, а делал различные программы для разных каналов как режиссёр, автор и продюсер. Помимо этого снимал клипы, рекламу, корпоративные видео, тогда это как раз давало возможность жить. И нас очень во многом это закалило и спасло то, что мы все равно были рядом с профессией, мы осваивали какие-то новые вещи, новые технологии — именно тогда я начал заниматься компьютерной графикой.
И вот ситуация постепенно налаживалась, и в нашей стране стали производить сериалы. Бум сериальный наступил в нулевые — тогда было много совершенно разных проектов, жанровые вещи, в основном детективы, мелодрамы, ситкомы.
Я этот период очень люблю, потому что всего этого было много, как и желания, поэтому всё складывалось и всё получалось. А дальше мне удалось получить счастливый билет: снять свой дебютный полнометражный фильм-эксперимент. Это фактически первая сказка-фэнтези в России – «Скалолазка и Последний из седьмой колыбели». За нее я получил множество призов как дебютант. В фильме было много компьютерной графики, около 40 минут, в те годы этим мог похвастаться только один фильм – «Ночной дозор». Эта работа позволила мне заявить о себе в профессии. Сейчас я с удовольствием снимаю и фильмы, и сериалы, работаю над интернет-проектами.
А над какими проектами работаете сейчас?
Я заканчиваю полнометражный фильм под названием «Нахимовцы» — приключенческое жанровое кино. А вообще для меня любое кино, на самом деле, авторское, потому что у каждого фильма есть автор. Разумеется, есть разделения — кто-то хочет решать серьезные философские проблемы, а кому-то хочется, чтобы каждому из нас просто стало чуть легче после просмотра фильма, как, например, мне. Я снимаю для зрителя. У каждого своя миссия — это касается и профессии. Профессию надо обрести именно таким образом – когда в течение 5 или 10 лет ты углубляешься в определенную интересующую лично тебя сферу. В наше время нам говорили, что для этого надо попортить плёнку, сейчас же для этого нужно попортить файлы, ну и нервы, разумеется — что тогда, что и сейчас.
Интересно, как ваши родители отнеслись к вашему выбору в образовании и к дальнейшей работе в этом направлении?
Родители отнеслись прекрасно. Самое страшное, с чем порой приходится сталкиваться — это когда пробуется много дорог и где-то на середине не хочется доходить до конца, так как становится неинтересно. Такое было и с моими детьми, они у меня довольно взрослые. Главное для любого молодого человека — определиться, от чего тебя «прёт» и тогда это станет частью жизни, и ты будешь в гармонии с самим собой. Не деньги измеряют успех, а твоя личная любовь к делу. Мой сын — выпускник ГИТРа, продюсер, правда он не пошел по профессии и стал музыкантом, но навыки, полученные в ГИТРе, очень помогают и в той сфере, которую он в итоге выбрал.
Вопрос по поводу защиты дипломов — как, по вашему мнению, все прошло? Было ли что-то, что вас зацепило?
Я получил позитивные впечатления от защиты — студенты подготовили много хороших работ. Мне нравится, что каждый представил что-то свое. Бывает так, что видишь где-то что-то смежное, какие-то схожие работы, темы или сюжеты. А на этих защитах все было очень разнообразно и самобытно. Они разрабатывают те темы, которые понимают и чувствуют. Я бы и сам взялся с кем-то из них поработать, дай Бог когда-нибудь я снова пересекусь с кем-нибудь из ребят уже на производстве и помогу в визуализации какого-либо их замысла.
Какие ваши пожелания выпускникам ГИТРа?
Найти нормальную работу, найти применение своим знаниям, способностям и, конечно, учиться все время — выпуск из института не означает конец обучению. Экспериментируйте, ищите новые впечатления, которые помогут вам перенести своё творческое мастерство на бумагу, а потом и на экран.