Размер шрифта: Фон:
Телемания - 2025
О чем молчат победители «Телемании»: Артем Николаев, второй дубль на журфаке ГИТРа

Артем Николаев — студент магистратуры факультета журналистики Института кино и телевидения ГИТР. В прошлом году, он получил гран-при Международного фестиваля «Телемания» с  работой «Колёр локаль» — удивительной историей поэта. В этом году Артем попал в шорт-лист «Телемании-2025» и снова победил в номинации «Лучшая работа журналиста/репортёра» с дипломным фильмом “Капитан”

В интервью он рассказал, как соединить игровой склад ума и документалистику, как ощущается победа и почему так важно не сдаваться на полпути. Читаем интервью со студентом магистратуры факультета журналистики ГИТРа.   

— Расскажи, чем тебе запомнились годы обучения в ГИТРе?

Постоянным страхом облажаться. Серьёзно – все работы от первого до четвёртого курса напоминали убийственный марафон с постоянными дедлайнами. Времени нет, денег нет, а тема полное дно.
Но вместе с этим мы делали то, что хотели. Каким-то чудом за эти годы ты растишь в себе мазохиста, которому это приходится по вкусу. И когда твой труд вознаграждается аплодисментами и вызывает эмоции у зрителя, то всё становится на свои места — всё снова обретает смысл. И опять возникает этот ужасный вопрос: окей, что дальше?

— Почему ты выбрал профессию журналиста?

Я хотел делать кино и фактически случайно попал на кафедру журналистики. Сначала пришлось перестраивать своё мышление, но потом я попытался всё перевернуть – игровой склад ума применять в документалистике. В итоге получается каша, но что-то в этом есть.

— Каким преподавателям ты благодарен больше всего?

Это будет банально, потому что я обожаю каждого. Нам безумно повезло с мастерами, каждый просто лапочка – даже если с клыками. Это тоже часть процесса.

— Когда тебе объявили, что твоя работа «Колёр локаль» получает гран-при, какие у тебя были эмоции?

Первая мысль – наверное перепутали. Вторая – не заслужил. Третья – теперь надо отдуваться перед полным залом и уложиться в тайминг, ведь я был ведущим и мы жёстко летели. Хотелось бы второй дубль.

— Расскажи об этом проекте.

«Колёр локаль» – портретник без…героя в кадре. Это вообще удивительная история поэта, который был везде лишним, не вписывался ни в один канон. Как и множество людей своего поколения, он был одарён, но выброшен на свалку истории, отвергнут. Отчасти из-за государственной политики, отчасти из-за характера. Человек-загадка, чуть ли не античный трикстер. Историй про него набрать можно на полный метр спокойно. Человек взял и в точности предсказал свою смерть в подъезде – вот такая поэтика жизни.

— Какие возникали трудности, сложности во время съемок?

В первую очередь – герои. Многие либо переехали в другие страны, либо их просто уже нет в живых…Люди уходят и память уходит вместе с ними. Поэтому важно было зафиксировать эту историю на камеру.

Второе – деньги. То есть их отсутствие. Мы измучились, пока делали хиленькие реконструкции и щеголяли по холоду без транспорта.

Ну и монтаж – представляешь себе одно, а на таймлинии видишь это…месиво. Пришлось много возиться с тем, чтобы получилась складная история.

— Как тебе пришла идея твоей работы?

Кстати, реально полезная вещь, на которую я забил в последнее время. Что-то читаешь или смотришь и – оп, это кто такой? А это что? Записываешь в заметки. Потом – может, через неделю, а может, через год, – пересиливаешь себя и утыкаешься в эти сомнительные записи и копаешь. Так всё и было. Про Чудакова я прочитал в книге о Тарковском.

— Что тебе запомнилось больше всего за время съемок твоего проекта?

Я могу сказать о важных жизненных уроках. Первое – о съёмках в психушках можно даже не думать. Второе – костюмерный цех на Мосфильме расположен очень далеко и лучше туда лишний раз не соваться. Третье, которое надо бы поставить первым – не рассчитывай на песни Магомаева.  Легче снять полный метр, чем получить права на его музыку.

— Кто был твоим мастером? Чем ты благодарен команде и ему?

Мастером у меня была Анастасия Пак – она поощряла все мои безумные «кринж-идеи», которые, как оказалось, не так плохи. Но и окончательно всё испортить мне помешала моя «Команда А» – Алиса, Амалия и Алина, которые терпели меня долгие месяцы. (Спойлер – кто-то всё-таки не вытерпел!).

— Какие советы ты мог бы дать первокурсникам факультета журналистики ГИТРа?

Я могу сказать только одно. Творчество – это душевная мясорубка, которая перемалывает тебя изнутри. Но если тебя действительно что-то волнует, если тебе действительно есть что сказать, то ты найдешь способ это сделать. Эта профессия безжалостна, она требует постоянного внутреннего напряжения. Ради этого мы сюда и суёмся – ошибаемся, пробуем, проходим те же ошибки. И, сами того не замечая, становимся лучше.

Артем — тот, кто нашел эти способы. Рвение к творчеству и самовыражению ведет его на сцену концертного зала «Останкино» уже во второй раз. «Колёр локаль» — пример того, что самое главное в работе — это желание воплотить идею, даже если на первый взгляд она кажется провальной.

 

Текст: Карина Науменко, факультет журналистики Москва ГИТР (ДЖ21)

Фото: личных архив Артема Николаева, социальные сети ГИТРа

Поделиться