Размер шрифта: Фон:
Студентам
«Научный полк» в лицах: Как ученые сражались за победу в Великую Отечественную войну

Июнь – первый месяц лета. Для школьников это начало долгожданных и заслуженных каникул, для студентов – время сессий и зубодробительных экзаменов…Такой ожидалась и пятница 22 июня 1941 года – ничем не примечательный конец рабочей недели, который стал судьбоносным в жизни каждого советского гражданина. Именно этот день является началом Великой Отечественной войны, самой кровопролитной войны за всю историю России. Воинами и борцами за свою страну стали все – те же молодые люди, что только закончили школы, отправились на фронт. Студенты, некоторые из которых так и не прошли свой последний экзамен, ринулись защищать свою Родину.

Наша история не стесняется, а гордится шрамами подвигов солдат Красной армии на передовой, помнит и чтит труд людей, беспрестанно работающих в тылу во благо сражающихся на фронте. Но не меньшее уважение стоит оказывать героям другой линии фронта – научно-исследовательской.

Ученые в ходе своих разработок и исследований оказали огромное влияние на победу над фашисткой Германией. Их открытия затрагивали чуть ли не каждую сферу жизни – от создания оружия до развития сельскохозяйственной деятельности, обеспечивающей население продовольствием. После войны одни продолжали работать в научно-исследовательской отрасли, другие пошли преподавать в высшие учебные заведения, куда вернулись выжившие в войне студенты. В последствии благодаря своим открытиям эти люди прославят отечественную науку на весь мир. Сегодня мы познакомимся с этими героями поближе.

Война в корне изменила весь уклад жизни советского человека. Не исключением стала и научная деятельность. На следующий же день после известного «Внимание! Говорит Москва!..», объявляющем о начале войны, состоялось внеочередное заседание Президиума АН СССР (Академии наук) с целью обозначить перспективы ближайших разработок. Руководители поставили задачу пересмотреть тематику и методы исследовательских работ, перенаправить ресурсы на первостепенные по важности проекты. В результате стратегического планирования было принято решение переместить порядка 76 институтов на восток, где условия позволяли бы работать в относительном спокойствии. Президиум АН был перенесен в Казань.

Многие профессора и ученые добровольно ушли на фронт сражаться на передовой, даже имея шанс остаться в тылу как нужные обороне специалисты. Те, кто остались, посвятили все свое время, силы, энергию во благо развития технологической мощности Советского Союза. По их словам, они сочли себя мобилизованными и военнообязанными не в меньшей мере, чем те, кто ушел на фронт.

Это была правда, ведь ученые продолжали работать даже в условиях осажденного города, как это было в Ленинграде, где помимо своей основной цели они выполняли еще и оборонные задачи. Научные специалисты не имели достаточно ресурсов, не всегда располагали даже лабораторной водой или газом – и то, и то было сложно достать. Тем не менее, именно благодаря недооценке потенциала советских ученых гитлеровская армия и потерпела крах. Физики и математики проектировали самолеты, химики разрабатывали новые медикаменты. Производилось оружие, военная тяжелая техника, осваивались процессы получения металлов вроде платины и палладия, развивалось медико-санитарное обслуживание, обеспечивалась область сельскохозяйственных культур. И это то немногое, где ученые смогли достичь успеха.

Удивительным покажется и то, что несмотря на нехватку аспирантов, во время войны открывались новые высшие учебные заведения, например Институт истории искусств или Институт русского языка в 1944 году.

Более того, публикации ученых умели успех в выходивших тогда газетах, таких как «Правда». Еще в сентябре 1941 года, академик Владимир Леонтьевич Комаров писал: «Участие в разгроме фашизма — самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой, и этой задаче посвящены знания, силы и самая жизнь советских ученых». 

На тяжелое бремя войны пришлось множество научных открытий, которые повлияли на исход кровавых сражений и спасли миллионы жизней. Например, разработанный в 1943 году учеными во главе с Зинаидой Виссарионовной Ермольевой антибиотик пеницеллин, названный «Крустозином», который очень помог тяжело раненным. В то время многие солдаты умирали непосредственно из-за заражения крови после ранения. Благодаря «Крустозину» число ампутаций сократилось в четыре раза. Кроме того, Ермольевой в 1942 году удалось остановить вспышку брюшного тифа в ходе Сталинградской битвы.

Фото: Давид Шоломович / РИА Новости

Нельзя обойти вниманием и выдающегося ученого Герша Ицковича Будкера.

«…Будкер попал вначале не в регулярную воинскую часть, а в один из отрядов Московского ополчения. Командир, усталый седой человек, не знал, куда спрятаться от этого шумного, рыжего, постоянно вертевшегося под ногами новобранца, который задавал кучу вопросов и требовал немедленно выдать ему оружие…». Этот человек вечно рвался в бой, чтобы напрямую, в первых рядах, сражаться за Родину. Еще 23 июня, после сдачи последнего экзамена в МГУ, за ним сохранилась бронь, освобождающая его от военного призыва. Но он ей не воспользовался и отправился добровольцем в Красную армию. Там, с первых дней, стал именовать себя Андреем Михайловичем, чтобы не вызывать особого интереса и сохранить простоту общения. Однако уже одним своим постоянным стремлением быть в пекле сражения ему получилось выделиться. Не говоря уже о том, что он был хорошим, востребованным специалистом. В полевой части он сделал свое первое изобретение – усовершенствовал систему управления зенитным огнем. Позже, в звании лейтенанта, он командовал зенитной батареей.

После окончания войны Герш Ицкович посвятил свою жизнь ядерной физике. Он был из того поколения ученых, что приложили свою руку к созданию ядерного и термоядерного оружия. Произошедшее в Нагасаки и Хиросиме очень сильно повлияло на него, и он принял решение работать во благо «мирного» атома. Сделанные им в последствии открытия в области ядерной физики повлияли на весь мир.

© Архив Института ядерной физики Сибирского отделения РАН

Анатолий Васильевич Ржанов – крупнейший ученый области полупроводниковой микроэлектроники и физики поверхности полупроводников. Но это признание в качестве специалиста он получил гораздо позже войны, ведь Анатолий Васильевич ушел добровольцем на фронт. Во время сражений он проявил себя как храбрый и волевой человек. Вскоре после начала боевых действий получил звание младшего лейтенанта и даже командовал командой разведчиков морской пехоты. В 1943 году, во время прорыва блокады Ленинграда, он получил серьезное ранение и был демобилизован. В конце того же года он планировал поступить на аспирантуру Физического института имени Лебедева (ФИАН), но опять попал в больницу. Однажды, покинув медицинское учреждение, он отправился в расположение своей бывшей военной части, чтобы достать для себя ботинки и шинель — другую одежду достать было сложно, а та, что была, уже не годилась никоим образом. Именно в этот момент велась ожесточенная схватка за прорыв блокады Ленинграда и сложилось так, что Анатолий Васильевич попал в гущу событий. При нем одна бригада морской пехоты несла большие потери. Анатолий Васильевич вновь взял на себя ответственность командира и вывел пехоту из боя. В этом бою он был тяжело ранен и получил контузию, а в последствии будет награжден орденом Отечественной войны.

Позже он обрел известность научного специалиста, а в 1951 году возглавлял группу ученых, создавших первый в мире германиевый транзистор. Анатолий Васильевич Ржанов – директор-организатор Института физики полупроводников, одного из крупнейших высших учебных заведений в Сибирском отделении РАН, которое носит его имя.

Открытый архив СО РАН

Автор — Артем Николаев, факультет журналистики ГИТР

—-

Поделиться