Марат Эдуардович Рогозянский — декан сценарного факультета ГИТР, автор и продюсер более 30 документальных фильмов и игровых сериалов. Член Союза журналистов России. Лауреат всероссийских кино- и медиафестивалей «СМИ: вся Россия», «Берега», Царицинского Александро-Невского фестиваля. Лауреат Литературной премии Правления Межрегионального союза писателей, Международных литературных конкурсов. Кандидат педагогических наук. Автор научных публикаций по вопросам экранных искусств.
- Какими проектами вы гордитесь?
Моя личная фишка — копродукция. Я достаточно давно работаю в медиасфере. В 2005 году у меня был крупный совместный российско-белорусский телевизионный проект, проект ВГТРК и Белтелерадиокомпании. Мы объездили всю Республику Беларусь, ряд регионов России. Получился авторский документальный цикл формата 16 серий по 26 минут, посвященный шестидесятилетию победы в Великой Отечественной войне. Работа была показана на нескольких федеральных российских и национальных каналах Республики Беларусь, получила ряд наград, в том числе от Гостелерадиофонда.
- Какие качества важны для начинающего сценариста?
Не просто умение писать, а умение слушать и слышать мастера, преподавателя. Еще очень важно быть насмотренным и начитанным.
- Как проходят вступительные испытания на сценарном факультете?
У нас два этапа. Первый — собеседование с творческой папкой. В первую очередь на собеседовании задаются вопросы на знание кино, литературы, немного изобразительного искусства. Второй этап — письменный. Темы задаются непосредственно в начале экзамена, и ребята пишут произведение сободного жанра по одной выбранной из списка в течение нескольких часов. Актуальный вариант программы вступительных экзаменов каждый год размещается на сайте ГИТРа.
- Самое яркое воспоминание о работе над фильмом?
Я люблю живое общение с экспертами, например, или очевидцами событий. Два года назад я участвовал в игровом российско-казахстанском проекте как режиссер-постановщик. Общался с экспертами по казахстанским диалектам и нефти. Я не был специалистом по нефти, но мне многое удалось узнать об этой сфере.
- Какие фильмы вы можете посоветовать посмотреть начинающему сценаристу?
Как часть программы для поступающих вы вывешиваем список фильмов, рекомендованных к просмотру. В основном, конечно, там игровое кино, потому что большинство поступающих хотят писать сценарии к нему. А для поступивших все фильмы Федерико Фелини, например, «Амаркорд», «И корабль плывет…». «Восемь с половиной» — это обязательно, про муки режиссера, у которого нет сценария. Франсуа Трюффо — «Четыреста ударов» про взросление и балансирование подростка между тягой к свободе и криминалом. Из отечественной классики, конечно, фильмы Андрея Тарковского, начиная с «Иваново детство». Европейское, азиатское кино. Там другой киноязык, к которому не привык современный зритель, но который обогащает арсенал будущего профессионала. Из действующих классиков могу посоветовать Бориса Александровича Лизнева.
- Совет от декана — начинающему сценаристу
Мы советуем много писать, не важно есть проект или нет. Пока человек молодой — он наработывает портфолиио, чтобы было потом с чем приходить к продюсерам, режиссерам. Сценарий все-таки полуфабрикат, он пишется, чтобы быть поставленным, поэтому если ты хочешь, чтобы по нему было снято кино, нужно быть активным.
— Источник —