Елизавета Сергеевна Трусевич — доцент, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой драматургии ГИТР. Режиссер, сценарист киностудии им. Горького, Disney, «Мастер-фильм», т/к «Культура». Лауреат международных кинофестивалей «Лучезарный ангел», «Киношок», «Золотой Витязь», «Алые паруса», «Дух огня», «Сказки детства» (Сербия), «Ноль плюс». Лауреат премии телеканала «Страна» и премии «Колба», а также премии им. В. Катаева журнала «Юность». Автор учебников по режиссуре и сценарному мастерству.
- Почему для преподавания драматургии вы выбрали ГИТР?
Я пришла в ГИТР в 2008 году, еще когда училась в аспирантуре. Потом участвовала в создании сценарного факультета, что дало возможность выстроить учебные программы с учетом разнообразия будущих возможностей выпускников. Мы охватываем широкий спектр — игровое кино, разные жанры и форматы сериалов (кстати, даже отдельный предмет ситком, на котором совместно с режиссерами снимаются пилоты), сценарии документального фильма, а также драматургия анимации, в том числе и анимационного сериала. Особое внимание уделяем киноведению, чтобы наши студенты выпускались знатоками мирового кинематографа.
- Какими качествами должен обладать востребованный драматург?
Первое — уметь разрушать штампы, то есть обладать оригинальным мышлением – это очень ценится в индустрии. Второе – обладать смирением, сценариста критикуют все, и он должен уметь принимать много правок, иногда противоположных, от разных людей – от режиссера до продюсера. И третье — высоким эмоциональным интеллектом – то есть уметь подключаться к кино, к книгам, к жизни. Кино, как и всякое искусство, человекоцентрично. Если вы не любите людей, не верите в человека вопреки всему, то ничего создать не удастся. Главное было бы что сказать, а как сказать – это уже более простой вопрос. Сценарист не может не писать, потому что это часть его натуры. Но чтобы внутри было вот это «что сказать» надо развивать себя как личность.
- Почему на сценарный факультет стоит поступать в ГИТР?
ГИТР — вуз, ориентированный на практику. Уже с первых дней студенты работают в съемочных группах, объединяющих разные факультеты. При этом разработка авторских, своих идей – это обязательная часть программы. При этом мы стараемся направлять творческую энергию ребят в те русла, которые могут быть реально востребованы в индустрии. Скажем, многие наши студенты очень любят малоперспективные жанры фэнэзи и фильмы ужасов. Есть ряд заданий, позволяющие выбор любого жанра. Но есть и задание, например, написать сценарий детского и семейного фильма. Этот эксперимент дал очень хорошие результаты – во-первых получилось много хороших авторских сценариев, которые снимаются сейчас в ГИТРе, во-вторых сценарий Арсения Кустова «Пирожочки возврату не подлежат» победил на питчинге в Иркутске. У индустрии есть запрос на семейный контент, у кинопрокатчиков есть интерес к коротким метрам про школьную жизнь, которые они готовы сбить в альманахи и прокатывать в кинотеатрах — и мы эту тенденцию хорошо понимаем, у таких сценариев будет больше шансов быть реализованными. При этом наш сценарный факультет всегда готов участвовать в любом интересном проекте – мы за то, чтобы учить ребят работать по ТЗ, в короткие сроки, уметь переделывать работу по многу раз – это и есть условия, приближенные к боевым. Вместе с тем на нашем факультете есть и серьезная практическая теория – анализ фильма и углубленное изучение структуры фильма. Этот навык может быть полезен при работе на кинофестивалях. Это отдельная сфера, в которой как раз пригодятся киноведческие знания – многие наши ребята работали и работают на таких крупных кинофестивалях как Открытый российский международный кинофестиваль в Суздале, известный как Суздальфест, Арктический международный фестиваль «Золотой ворон», международный анимационный фестиваль «МультПрактика» в Воронеже, кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге и многие другие… Такая работа в группе отборщиков или при подготовке материалов, при написании аннотаций на фильмы, создание каталога и другие фестивальные дела – все это расширяет не только понимание тенденций современного кино, но и дает ребятам хорошие контакты, которые в будущем помогут быстрее стать частью уже профессионального сообщества.
- Какими проектами вы гордитесь?
Недавно в театре им. Н.В. Гоголя прошла читка пьесы «Предъявите ваши билеты», написанной нашими студентами к 100-летию театра в рамках творческой лаборатории, созданной в ГИТРе. Читка была яркой, с интересными мизансценами и выразительными решениями. Ещё мы участвовали в фантастической лаборатории Ярослава Кемница, куда на конкурсной основе отобрали пять сценариев студентов ГИТРа. Надеюсь, в результате получится фестивальный киноальманах с оригинальной идеей и технологией. Наши студенты также победили на баттле киношкол, где их работы высоко оценили ведущие продюсеры России. Причем, эти проекты мы подготовили в рамках курса по современной драматургии: ребята написали сценарии, создали презентации, отрепетировали питчинг — и это уже был выход на реальное производство. Например, выпускницу Викторию Митрофанову после конкурса пригласили на встречу в крупную кинокомпанию. Если говорить о личных достижениях, то мне дорога награда «Лучезарный ангел» за игровой полнометражный сценарий — на нее я купила свою первую профессиональную камеру, что подтолкнуло меня к режиссуре.
- Что посоветуете абитуриентам 2025 года?
Изучите программу вступительных экзаменов — она включает всего 22 фильма, которые важно знать. Это необходимый минимум для понимания основ киноискусства.
— Источник —