Размер шрифта: Фон:
Телемания
Студентам
«Моя задача — осветить события и обнажить все болезненные точки,» — режиссёр фильма «Дорога на Лачин» Эдвард Казарян о конфликте в Нагорном Карабахе и преодолении препятствий к выходу в прокат

Институт кино и телевидения (ГИТР), отмечающий в этом году 30-летие, отраслевой портал Moviestart.ru и компания по фестивальному продвижению CINEPROMO представляют онлайн-премьеры фильмов-победителей прошлых лет Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания».

Эдвард Казарян, режиссёр, рассказал об особенностях съёмок в горах, препятствиях при работе над сложной социально-политической темой, актуальных жанрах, поиске финансирования и фестивальном продвижении.

— Расскажите о себе?

— Я окончил Институт кино и телевидения (ГИТР) по специальности «Режиссер игрового кино» в 2024 году. В кино пришел в 22 года после службы в армии. До этого занимался в основном сценической деятельностью, проживая в Сочи. Ставил концерты и вел мероприятия, а позже начал снимать ролики и развиваться в монтаже. Поступление в Москву на режиссуру стало знаковым поворотом в жизни, заменившим творческую самодеятельность на профессиональный уровень в работе.

— Какие источники вдохновения вы использовали при создании сценария, и как вы подошли к исследованию исторического контекста конфликта?

— Сценарий к фильму создавался в несколько этапов. От самых первых наработок до финального сценария прошло много месяцев поиска. Ключевым этапом стало ознакомление с творчеством еврейского писателя Эфраима Севелы, от которого я почерпнул уникальный язык повествования этническо-болезненной темы с трагикомической подачей. К теме Нагорно-Карабахского конфликта приходилось подходить очень осторожно, ведь не было намерения выдвигать определенную позицию и искать правду. История развивалась в сторону личной драмы людей, а исторический контекст был сформирован из рассказов и воспоминаний участников событий, но задвинут на второй план. Это история о диалоге, о попытке его выстроить. Даже если нет результата… Диалог должен состояться. И это – первый шаг к выстраиваю отношений.

— Какие жанры наиболее востребованы в среде вашей целевой аудитории?

— Драматическая комедия. Я думаю, это тот жанр, к которому я очень часто прибегаю. В книге Эльдара Рязанова «Грустное лицо комедии» режиссер очень интересно описывает, как из грустного высекать ироничное и живое, а в смешном видеть болезненное и трагичное. Это сложный жанр, так как приходится соединять разные подачи, влюблять в героев и смешить, а дальше неотвратимо наносить удары судьбы. Тут есть, что играть артисту и о чем думать режиссеру.

— Насколько Вам близка тема фильма? Как вы хотели бы, чтобы ваш фильм повлиял на восприятие конфликта у зрителей, особенно тех, кто может не знать о его истории?

— Несколько лет я жил в Армении, и многие мои одноклассники из школы стали участниками и, к сожалению, жертвами событий. Я думаю, вряд ли эта история решит вопросы, но она хотя бы останется в памяти. Многие, кто посмотрел этот фильм, узнали об этой небольшой спорной территории и о её трудной судьбе. Моя задача как кинематографиста – осветить события и обнажить все болезненные точки. Я считаю, что для очень многих слово «Лачин» стало уже нарицательным.

— Что нужно знать о своем проекте, прежде чем начинать реализовывать его?

— Я считаю, что прежде всего нужно знать, о чем твой фильм. Ответ банальный, но только спустя много проектов приходит понимание важности поиска вопроса и ответа. Режиссура предполагает соединение, синтез творческих направлений, и каждый из них должен работать на единую идею. К примеру, в короткометражке «Дорога на Лачин» я долгое время искал язык повествования, пока не определил, что это фильм о дистанции, о попытке сблизить отторгаемое, о напряжении, возникающем между элементами, чьи полюсы заведомо противонаправлены, но являются частью единого целого. Выбор локаций и даже актерский кастинг были сделаны из намерения создать дистанцию, расстояние. Режиссура – это поиск аудиовизуального образа, создание мира, работающего по определенным канонам, и определение идеи и формы подачи является главной, по моему мнению, задачей режиссера.

— Как вы работали с героями? Какие аспекты их личных историй помогают глубже раскрыть темы фильма?

— У нас было много репетиций и раз за разом актеры совместно со мной создавали нужные оттенки в характерах. Азербайджанские актрисы не соглашались на роль, хотя в сценарии не было провокаций. Роль Фати в нашей истории сыграла еврейка. Актеры Нарек Овсепян и Жанетт Гурская служили в одном Московском Армянском театре. Они хорошо знали друг друга по сцене.


— Поделитесь опытом о работе в горах? Как и где проходили съёмки? Можете дать несколько советов для тех, кто планирует экспедицию в горы?

— Работать в горах предельно трудно. Во-первых, по причине того, что погода там максимально нестабильная. У нас было 4 смены, в каждой из которых была разная погода. Нас сопровождали и дождь, и солнце, и даже снег. Съемки проходили в феврале в Сочи на территории Лазаревского района. Самое нестабильное время. Пришлось выдумывать прямо на площадке, как будем выкручиваться, ведь по сюжету всё происходит в один день. В результате мы с продюсером придумали, что в самых драматичных эпизодах у нас будут идти осадки. А в моменты, когда герои дружелюбно общаются – солнце. За ночь до смен мы проверяли погоду и переписывали календарно-постановочный план. На цветокоррекции подчеркнули эффект, и такая разница в погоде даже усилила драматургию.

— С какими трудностями вы столкнулись при создании фильма, особенно в отношении чувствительности темы и мнений разных сторон?

— Самое трудное при создании проекта было смирение с тем фактом, что бюджета нам ни от кого не дождаться. Мы взяли важную тему для армянского народа и считали, что армянские медийные и состоявшиеся персоны нам помогут с финансированием. Это был студенческий малобюджетный проект, нам нужно было порядка полмиллиона. В итоге мы нашли большое количество контактов, но потенциальные меценаты отказывали один за другим, ссылаясь на опасность поднимаемой темы. Это первый мой проект, где я столкнулся с критикой еще на этапе подготовки.

— Что вам дает участие в фестивале «Телемания»?

— Фестиваль «Телемания» дал нашему проекту большой старт. Благодаря нему мы получили первый важный приз и продвижение на фестивальных площадках от компании CINEPROMO. Пожалуй, один из самых ценных подарков – поездка в арт-кластер “Таврида”, где я стал участником местного киносообщества. Фестиваль «Телемания» — один из самых быстро развивающихся в России с большими возможностями и серьезными партнерами.


Международный открытый молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания» учрежден Институтом кино и телевидения (ГИТР) в 2003 году, проводится при патронаже Международной академии телевидения и радио (IATR).

В фестивале могут принять участие только работы, произведенные в 2023 — 2024 учебном году. Участник фестиваля имеет право представить в каждой номинации любое количество работ. Возрастной ценз фильмов — 16+. Хронометраж работ — до 30 минут.

Для того, чтобы выслать свои работу на рассмотрение, заполните, пожалуйста, онлайн-заявку: https://gitr.ru/zayavka-telemaniya/
Дедлайн: до 1 октября 2024

Поделиться