Размер шрифта: Фон:
Преподавателям
Абитуриентам
Студентам
Медиаграмотность: навыки кинопроизводства как ключ к будущему высшего образования
В эфире онлайн радио «МедиаМетрикс» состоялся первый выпуск цикла «Медиаграмотность» программы Лиги Преподавателей Высшей Школы «Интеллектуальный капитал». В центре внимания эфира стала необходимость развития навыков создания контента среди студентов и преподавателей. Ведущей эфира выступила Елена Вячеславовна Ляпунцова, председатель Общероссийской общественной организации содействия развитию высшего образования «Лига Преподавателей Высшей Школы», доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ключевым экспертом нового цикла стала Ирина Сергеевна Глебова, декан Продюсерского факультета Института кино и телевидения (ГИТР), креативный продюсер программ Первого канала, кандидат политических наук и победитель Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы».
Программа «Интеллектуальный капитал» выходит с 2020 года и на сегодня насчитывает более 80 выпусков. По словам генерального продюсера программы и генерального продюсера Международного кинофестиваля учебных фильмов и инновационного образовательного контента «КиноИнтеллект» Юлии Михайловны Белозеровой, заведующей кафедрой продюсерского мастерства ГИТР, данный цикл программ призван соединить преподавателей и профессионалов киноиндустрии для повышения качества создаваемого видеоконтента.

Уроки от лучших: разбор фильмов «КиноИнтеллекта»

Беседа началась не с абстрактных тезисов, а с конкретного разбора работ участников и финалистов кинофестиваля. Эксперт вместе с ведущей в качестве примеров удачных и провальных подходов к созданию видеолекций детально проанализировали как триумфаторов фестиваля, так и картины, вошедшие в шорт-лист, но не получившие главной премии. Ключевой задачей стало разобрать все плюсы и минусы видеолекции как монологического формата.
Вот лишь некоторые из обсужденных вопросов:
1. Предпродакшн: какие исследования предшествовали съёмкам? Как выбирался ведущий и тема? Как разрабатывалась идея и сценарий? Как формировался уникальный образ формата и искались ресурсы?
2. Продакшн: Как проходили съемки? Какие решения принимались в реальном времени? Как выстраивалась работа со звуком и светом?
3. Постпродакшн: Как шел монтаж? Какой путь проходил звук? Как создавались графики и титры? Как происходила цветокоррекция и финальное утверждение фильма?
«Цель такого разбора – показать, что путь от идеи до экрана, хотя и требует знаний и усилий, доступен каждому, – подчеркнула Ирина Глебова. – Мы старались донести до зрителя на примере реальных, часто снятых на скромный бюджет работ, как знания, которые есть у преподавателя или студента, можно шаг за шагом трансформировать в качественный аудиовизуальный продукт. Каждый человек с гаджетом в кармане обладает этим потенциалом».

От монографий к мультимедиа: Новый язык знаний для вузов

Профессор Елена Вячеславовна Ляпунцова развила мысль, отметив разрыв между традиционными формами академической работы и современными способами коммуникации: «Преподаватели и студенты создают фундаментальные статьи, монографии, учебники. Это бесценно. Но сегодня необходимо дополнять это умением упаковывать сложные идеи в доступный видеоконтент, подкасты, инфографику. Разобранные нами фильмы «КиноИнтеллекта» – отличные примеры того, как специфические темы становятся понятными и увлекательными для широкой аудитории».

Инженеры в фокусе: государственный запрос и медиаинструменты

Особую актуальность дискуссии придал государственный тренд. Участницы напомнили о поручениях Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, требующих усилить акцент на развитии и информационном сопровождении инженерных профессий, их продвижении на рынке труда и в общественном сознании.
«Создание качественных фильмов, роликов, подкастов об инженерных специальностях – прямой ответ на этот запрос, – заявила Ирина Сергеевна Глебова. – Контент, подобный разобранным сегодня работам, способен быстро и наглядно показать суть профессии, её уникальность и перспективы, помочь абитуриентам и студентам разобраться в отличиях между направлениями. Навыки, которые мы сегодня обсуждали на примере «КиноИнтеллекта», как раз и позволяют такой контент создавать».

Планы на будущее: цикл эфиров о форматах

Эфир стал лишь первым шагом. Эксперт и ведущая анонсировали цикл из как минимум четырех встреч на «МедиаМетрикс» в ближайшие два месяца, где фокус сместится на разбор конкретных форматов, наиболее эффективных для популяризации знаний:
1. Монологи: лекции, видеовизитки.
2. Диалогичные форматы: интервью, дискуссии, круглые столы с инженерами и учеными.
2.  Документальные фильмы: глубокое погружение в мир профессий, лабораторий и реальных проектов.
3. Игровые реконструкции: использование драматургии для иллюстрации открытий, принципов работы техники или решения задач.
Встреча на «МедиаМетрикс» убедила и показала, что медиаграмотность и навыки создания контента перестали быть узкопрофессиональными. Это необходимая компетенция современного преподавателя и студента, особенно в инженерной сфере, перед которой стоит амбициозная задача информационного прорыва.
Практический разбор успешных видеолекций доказал: создать убедительный и понятный аудиовизуальный продукт под силу многим. Ближайшие эфиры обещают стать ценным руководством для вузов, стремящихся соответствовать вызовам времени и государственным приоритетам.
Эфир можно посмотреть по ссылке: https://radio.mediametrics.ru/intellectual_capital/74884/
Материалы предоставлены И.С. Глебовой, деканом продюсерского факультета ГИТР
Поделиться