Для студентов-третьекурсников продюсерского и журналистского факультетов был организован мастер-класс руководителя отдела производства платформы «Старт» Юлии Владимировны Левченко.
Обсудили все запреты по авторскому праву — как не попасть на деньги и ничего не своровать. Как придумать, снять и сдать на платформу ваш продукт — без возврата канала и без штрафов от ФАС и родственников автора!
Ниже представлены некоторые тезисы этого мастер-класса.
- Сегодня по факту дешевле сделать все фото, видео, псевдо-архивные кадры для ваших фильмов самим: нанять массовку, получить договор от фотографа и согласия от всех участников в кадре.
- Фотобанки — не выход, так как они дают право только на изображение как продукт. Например, взяли для фильма в фотобанке фото Аллегровой, а она как личность не даёт разрешение на изображение! В итоге перед эфиром срочно меняли Аллегрову на Апину, которая соглашение на изображение дала. Но ещё и соглашение от фотографа нужно получить. Фотобанк пишет всегда в условиях договора, что он лишь поставщик фото и вы сами должны получить разрешение от лица, изображённого на фото и от фотографа/оператора, который произвел контент.
- Школьный класс аля 1965 год теперь точно дешевле сфотографировать самим, чем у каждого получить разрешение. А вот если вы берете фото туземцев, то берете на себя все риски, понимая, что вы их не найдете и они скорее всего не обратятся в суд.
- С любого актёра берите отдельный договор об использовании их бытовых фотографий для промо фильма, так как по актерскому договору вы можете использовать только фото из вашего фильма, когда актер в образе. Детские фото или фото их других проектов можно брать только после получения согласия от фотографа и компании-производителя этого контента. Даже личные фото актеров, снятые на другом шоу или другим человеком — требуют письменного разрешения.
- Личные фото родственников, которые вам дают ваши герои, тоже обязательно для эфира подкрепляются договором, что герой несёт ответственность за предоставленные фото. Иногда там может быть изображен чужой человек, который случайно попал в кадр и он может быть против использования изображения, его лучше заблюрить. Например, в одном фильме была взята старая фотография мамы героя, а там по фонам стояла известная актриса. Фото в фильме показали, и в итоге звезда увидела и выставила счёт. Фотография обошлась продюсеру в 5 млн рублей, и это он ещё дёшево отделался.
- Каждое фото Гагарина, Цоя стоят 10.000 долларов. На фильм «Вызов» семь фото Гагарина стоили 70.000 долларов. Две наследницы Гагарина назначают суммы, как хотят, так как он теперь товарный знак. Киркоров и любой другой селебрити — товарный знак, его нельзя показывать, произносить и писать имя без соглашения с ним. Например, нельзя было написать на афише «Фильмы Эльдара Рязанова», потому что имена известных людей использовать без их разрешения нельзя даже так.
- Майку Акинфеева показать нельзя, так как там есть логотипы Хендай и Аэрофлота. Эти бренды должны заплатить за рекламу — так как ФАС оценит их как продукт-плейсмент и выставит штраф.
- Комната девочки из 90-х для сцены фильма была украшена художником-постановщиком тремя афишами на стене: фото Цоя — пришлось выкупать у сына Цоя — и получить у фотографа право на фотографию. Для размещения фото группы Чайф пришлось взять согласия от всех участников группы и разрешение у фотографа. А вот фото Гребенщикова пришлось блюрить, так как к моменту выхода в эфир он был признан иноагентом.
- Запомните: все фотоматериалы для фильмов все продакшены теперь делают сами на этапе подготовки. Нанимают массовку и снимают реконструкции кадров для оформления, в итоге по сравнению с оформлением прав это обходится в разы дешевле.
- На стоках, кстати, есть регистрация — личная или от организации. Личная стоит дёшево, но там есть пометка в договоре, что всё предоставляется без коммерческого использования. Для сравнения: одно фото стоит 5 долларов, если подписка личная личная, и 50 долларов для организации, но тогда можно использовать в коммерческом проекте. В итоге сегодня на 1 проект только на фотобанки производящие компании выделяют 1 млн из бюджета фильма.
- Бесплатные фотобанки часто воруют фото с Шатрстока, поэтому нельзя брать оттуда материалы. Нужно разрешение оформить и заплатить за каждое фото.
- Получить разрешение на обложку книги невозможно, как и на этикетку на бутылках. Проще нарисовать свою для фильма! Газету тоже нельзя взять и использовать, рисуйте свою.
- И нельзя, чтобы вы переработали логотипы, и осталось похоже на оригинал по шрифтам и цветам. И произносить нельзя похожие наименования. Например, случай с Озоном, выставили счёт киношникам.
- Картины известные нельзя использовать в фильмах без разрешения, так как есть музейное право. Например, картина на стене «Три Богатыря» обошлись в 168 тысяч Третьяковке и за показ их здания денег взяли — так как это бренд их музея. Скульптуру Давида в Пушкинском музее нельзя снимать и показывать для фильмов, так как ее оригинал в Италии, поэтому нужно разрешение! Эрмитаж дает разрешение на использование в фильмах своих картин по 20.000 рублей, а немецкий музей за 10.000 евро.
- Собор Парижской Богоматери, храм Василия Блаженного — нельзя без разрешения показывать.
- Детские рисунки нельзя брать из интернета, берите маму и ребенка и получите разрешение лично.
- Дом Максима Галкина — вход в дом украшен горгулями, нужно было получить разрешение от скульптора.
- Любой чертеж или эскиз нельзя снимать без очистки прав художника.
- Фотороботы подозреваемых нельзя брать, их нужно разработать самим, так как могут обвинить невиновных людей.
- Татуировки снимать нельзя — их обязаны замазать или получить от художника разрешение. И запрещённую символику в России показывать нельзя, например, звёзды или свастику.
- Номера машин показать нельзя, так как у них есть владельцы, нужен договор с владельцем или пробивать номер по базе.
- Эмодзи и смайлики — это торговая марка, нельзя показывать. От 150 тысяч рублей стоит разрешение. У Айфона и андроида разные виды смайликов. Так что рисуйте свои смайлики.
- Мессенджер-приложение показывать нельзя. Это объект авторского права. Рисуйте свой. Декорации других проектов тоже показать нельзя без согласия.
- Картинки и видео от нейросети сейчас требуют особого внимания. Ми джор-ми даёт подписку про или мега — только для коммерческого использования! Нейросеть иногда ворует изображение у оригинала, и у него есть художник. ИИ перерабатывает часто известные картины, и если они узнаются, то нужно брать 2 разрешения у музея на использование картины и на ее переработку.
- С государственной символикой любой страны работайте аккуратно, ее можно использовать, если вы не оскорбляете честь и достоинство страны.
- В фильме «Последний богатырь» трудно было очистить права на дизайн костюмов — узор на костюме — 1 договор, вышивка — 2 договор, создать единый костюм — на общий дизайн — 3 договор.
- Используя одежду из массмаркетов, помните, что известные логотипы, шрифты и принты нельзя использовать.
- Использовать форму полиции, органов безопасности, МСЧ, космонавтов или подводников нельзя, если в сюжете фильма они выставлены в плохом свете. Нельзя пить и плохо себя вести в государственной форме.
В итоге пришли к выводу: использовать можно для фильма всё, но только с очищенными правами.
Специалиста группы компаний «Старт» пригласила мастер продюсерского факультета ГИТРа Ольга Александровна Андрианова. Мастер-класс состоялся в рамках мастерской И.С. Глебовой «Драматургия ТВ форматов».
Текст и фото Ирины Сергеевны Глебовой