В Институте кино и телевидения (ГИТР) на продюсерском факультете состоялось уникальное событие: мастер-класс провела старейшая актриса театра Моссовета, Маргарита Михайловна Юдина, чья сценическая карьера насчитывает почти 60 лет. В рамках дисциплины «Актёр в кино» студенты-продюсеры погрузились в систему семнадцати амплуа Всеволода Мейерхольда, изучая её не только как теорию актёрского мастерства, но и как практический инструмент для своей будущей профессии.
От теории к практике: как амплуа помогает продюсеру
Мастер-класс носил сугубо прикладной характер. Студенты вместе с Маргаритой Михайловной анализировали, как знание амплуа помогает продюсеру в ежедневной работе — от кастинга и выбора актёров до ведения переговоров и организации съёмочного процесса.
Маргарита Михайловна настаивала: продюсер должен быть столь же глубоким знатоком человеческой натуры, сколь и режиссёр. Умение безошибочно определить амплуа актёра по внешним данным, энергетике и внутреннему складу позволяет не только эффективно комплектовать съёмочную группу, но и находить общий язык с творческим составом, предсказывать возможные конфликты и выстраивать гармоничный рабочий процесс. На практической части занятия каждый студент получил возможность понять, к какому амплуа он относится сам и как это знание можно использовать в продюсировании.
Советы от Мастера: рождаться от «грязного стульчика»
Маргарита Михайловна щедро делилась с будущими продюсерами секретами своего многолетнего опыта. Вот несколько ключевых советов, которые она дала молодым людям:
· Доскональное погружение в материал — «Изучите книгу и пьесу до последней детали и по взаимоотношению с каждым персонажем». Этот совет универсален не только для актёра, но и для продюсера, который должен чувствовать произведение целостно.
· Создание атмосферы роли — Продюсер создаёт на площадке атмосферу, в которой может родиться истинное творчество.
· Роль рождается из мелочи — «Найдите по мелочи работу на сцене и в кадре, от грязного стульчика можно родить роль». Внимание к деталям — качество, необходимое каждому, кто работает в кино.
· Важность внутреннего самоощущения — Маргарита Михайловна привела поучительный пример из своей практики: одна актриса, десять лет игравшая в амплуа клоуна, получила роль героини, но не смогла её сыграть. Она просто не поверила, что может быть статной и красивой, и вышла на сцену без этого внутреннего чувства. Для продюсера это прямое указание: при подборе актёра необходимо учитывать не только его внешний тип, но и его внутреннюю самоидентификацию.
· Заряжать темпераментом — «На сцену нужно идти с зарядом темперамента и заряжать им зрителя». Эта же страсть должна быть и у продюсера, который «заряжает» своей верой в проект всю команду.
Искусство отдавать всего себя
В завершение мастер-класса Маргарита Михайловна процитировала народного артиста России Сергея Безрукова, чьи слова как нельзя лучше отражают суть профессии служителя сцены и экрана:
«Пришел зритель – отдай ему все». «Правда и ничего, кроме правды!.. Актёры — это в первую очередь «О чём?»… Зритель всегда идёт за Вашими эмоциями!»
Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского театра, как и Маргарита Юдина, убеждён, что в театре и кино нельзя существовать «играючи», что правда на сцене дорогого стоит и что нужно отдавать все силы до конца, даже если потом трудно восстанавливаться. Этому же — ответственности перед зрителем и правде в искусстве — учила студентов и Маргарита Михайловна.
Этот мастер-класс стал мостом между поколениями и разными профессиями в мире кино. Система Мейерхольда, изучаемая продюсерами, доказала свою ценность, а советы живой легенды театра надолго останутся для студентов руководством к действию и источником вдохновения.
Материал предоставлен деканом продюсерского факультета Ириной Сергеевной Глебовой.



