Размер шрифта: Фон:
Студентам
Красная нить памяти: к чему приводит цикл забвения? Кинопоказ в Музее Победы

2 октября в кинотеатре “Поклонка” Музея Победы состоялся показ документального фильма «Судьба одна на всех», знакомящего зрителей с одноименной выставкой Самарского областного художественного музея. Перед сеансом генеральный директор Центрального музея Великой Отечественной войны (Музей Победы) Александр Школьник, его коллега, директор самарского музея Алла Шахматова и президент международной академии радио и телевидения Леонид Млечин поговорили о том, что история страны хранится в личных историях каждой семьи, благодаря чему нам удается помнить прошлое.

Назвать этот показ премьерой будет неверно, ведь она состоялась еще 12 мая в вечернем эфире ГТРК «Самара» и успела собрать как минимум две награды, о которых упоминается на официальной странице Самарского художественного музея «ВКонтакте»: «Первые места в номинациях «Лучшая художественная программа» на Всероссийском фестивале национального вещания «Голос Евразии» и «Операторская работа» на Всероссийском фестивале «Золотое кольцо России»

На показе корреспонденты ГИТР-ИНФО узнали, что выставка собрана из экспонатов Музея Победы, Российского национального музея музыки, Курского краеведческого музея, Самарского художественного музея и Самарской областной научной библиотеки.

Выставка открыта с 23-го апреля и дарит посетителям возможность увидеть работы 79-ти художников, а также фронтовые письма, пробирающие до души:

«Дорогая моя роднушка! Начался двенадцатый месяц войны — ломается немецкая военная машина, и не может уже она производить такого эффекта, на который рассчитывали ее маньяки-хозяева. Что такое немцы, и на что они способны, мы уже отлично знаем, и это больше придает ярости нашим войскам в борьбе с ними и уверенности в нашей победе над этими выродками. Силы наши все растут, мы победим, но пока борьба и труд должны быть и будут напряженными до предела. Похожие мысли у всех, кто вынес на своих плечах боевые одиннадцать месяцев», — одно из писем художника Слоневского к жене Ольге в Москву (22.05.1942).

Отдельный сюжет посвящён созданию портрета маршала Рокоссовского. Художник-фронтовик Исаак Цибульник был одним из немногих, кого допустили в его землянку. «Рокоссовский никогда не позировал для портрета. Чаще всего приходилось рисовать его за работой», — говорится в документальном фильме.

 

Концепция выставки выстроена через образ мальчика Миши, портреты которого красной нитью ведут от мирной детской жизни до страшной войны.

В зале, где проходит выставка, была приостановлена реставрация и подключена красная подсветка, добавляющая атмосферу. Через представленные на выставке картины, полевые зарисовки, сделанные в маленьком блокноте огрызком карандаша и письма солдат домой, нам открываются все ужасы войны: битвы, обстрелы, разрушенные жизни, смерть.

Семьи сотрудников музея и организаторов выставки тоже пострадали от войны: чьи-то родственники были сожжены в концлагерях, кому-то в один день пришла похоронка на сына и мужа.

К сожалению, неусвоенным историям суждено повторяться. В фильме упоминаются события в Горловке: во времена Великой Отечественной мать спасла себя и своих детей от плена, спрятавшись в кукурузном поле. Так и сейчас жителям ДНР приходится скрываться от обстрелов в попытках сохранить свои жизни.

Роман Михеев — художник, ветеран СВО, отметил одну из картин. Его зацепил взгляд солдата: «Когда нет надежды, понимаешь, что это не игра и в любой момент жизнь может быть закончена. Когда знаешь, что скорее всего не вернешься, воевать проще».

Герои выставки подарили нам мирное небо, наша обязанность – чтить их память. По словам одной из сотрудниц музея Победы, после закрытия выставки в Самаре экспозиция будет перевезена в Курскую область. А фильм найдет своих зрителей по всей стране, ведь у кино нет временных рамок.

Текст и фото: Хоменко София ДЖ11, Владимир Волгушкин ДЖ12.

Также использованы кадры фильма «Судьба одна на всех».

Поделиться