Размер шрифта: Фон:
Студентам
Корреспондент ГИТР-ИНФО нашел ключик к «Золотой коллекции неигрового кино»

Корреспондент ГИТР-ИНФО нашел ключик к «Золотой коллекции неигрового кино»

Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» запустили проект «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. ХХ век». Авторы познакомят зрителей с историей советского и российского неигрового кино. Расскажут о лучших отечественных фильмах, созданных на протяжении ХХ века.

Первый сезон состоит из 10 серий. Премьерный эпизод посвящен основоположнику российского кинопроизводства Александру Дранкову. Следующие фильмы расскажут о картинах «Госпожа тундра» (1986) Сергея Мирошниченко, «Вечное движение» (1984) Майи Меркель, «Тот, кто с песней» (1988) Владислава Тарика и др.

Корреспондент ГИТР-ИНФО взяла короткое интервью у Алексея Ханютина, автора идеи «Золотой коллекции». Президент Гильдии неигрового кино и телевидения поделился планами развития проекта с читателями ГИТР-ИНФО.

Как появилась идея проекта «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. ХХ век»?

— Идея появилась давно. Я всегда завидовал нашим польским коллегам, которые издали капитальную DVD-антологию польской школы документального кино. Ничего подобного у нас никогда не было. Наконец обстоятельства сложились так, что у Гильдии неигрового кино и телевидения появились техническая, организационная и финансовая возможность начать реализацию этого проекта. Наша цель – вернуть в культурный оборот забытую классику отечественного неигрового кино. В этом году мы представим широкому зрителю первые десять фильмов. В планах у нас оцифровать, отреставрировать и выпустить в прокат 100 картин, созданных в нашей стране с 1908 по 2000 год. О каждой картине снимем небольшой видеоролик, который расскажет про ее авторах, об историческом контексте создания. А также о том, почему этот фильм вошел в число признанных шедевров кинематографа.

Почему героем первой серии выбрали Александра Дранкова?

— Потому что российское кино началось с Дранкова. До него наши предприниматели занимались исключительно прокатом иностранных картин. Начать собственное кинопроизводство не решались. Дранков же открыл первую в России кинофабрику. Снял первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница». Первым начал работать над документальными сюжетами из русской жизни. Конечно, первый — не значит лучший. Дранков стремился к шумному успеху и быстрым деньгам. Тщательной разработкой открытых им тем и направлений он не утруждался. Тем не менее, благодаря Дранкову мы можем увидеть сегодня на экране живого Льва Толстого и Леонида Андреева.

По какому принципу выбирали фильмы, о которых рассказываете в эпизодах?

Вообще, документальное кино — это на 99% стандартная поточная продукция. Это киножурналы, учебные фильмы, картины, призванные обслуживать сиюминутные интересы государства. Изредка в этом потоке чудом появляются оригинальные авторские работы. Они заставляют вспомнить о том, что документальное кино — не только кинолетопись, информация и пропаганда, но и искусство. Такие фильмы мы хотим включить в «Золотую коллекцию». Думаю, эта подборка должна быть в фильмотеке каждой серьезной киношколы, вуза, в которых обучают будущих режиссеров, операторов, тележурналистов.

Как планируете разделять фильмы из списка по темам?

Никак. Мы не ставим задачу сделать учебный курс по истории отечественного кино, последовательно двигаться от одного периода к другому. Зрители не студенты. Они разбегутся, если весь сезон мы будем показывать исключительно немые черно-белые фильмы 20-х годов. Классику немого кино будем чередовать с фильмами «живых классиков» — действующих режиссеров. Серьезные драматические сюжеты с редкими в нашем кино, но от этого еще более ценными документальными комедиями. К тому же исходные материалы некоторых фильмов утеряны. На поиск уйдет время. Фильмы, о которых расскажем в первом сезоне, мы выберем из имеющихся в нашем распоряжении сейчас.

С какими ещё сложностями сталкиваетесь в работе?

Найти владельцев авторских прав и договориться. Это непросто. Проект некоммерческий, предложить деньги за использование фильмов не можем. Мы хотим реанимировать забытую классику неигрового кино. В каком-то смысле даже создать ее заново. Существенную выгоду здесь извлечь не получится. Такую цель, собственно, и не ставим. 

Первая серия доступна к просмотру на YouTube-канале «Кино-Театр.Ру». Приятного просмотра!

Интервью взяла София Черенкова, пресс-секретарь режиссерского факультета ГИТР


Предыдущая публикация: «Золотую коллекцию» отечественного неигрового кино можно посмотреть в Интернете


Поделиться