Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» запустили проект «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. ХХ век». Авторы познакомят зрителей с историей советского и российского неигрового кино. Расскажут о лучших отечественных фильмах, созданных на протяжении ХХ века.
Первый сезон состоит из 10 серий. Премьерный эпизод посвящен основоположнику российского кинопроизводства Александру Дранкову. Следующие фильмы расскажут о картинах «Госпожа тундра» (1986) Сергея Мирошниченко, «Вечное движение» (1984) Майи Меркель, «Тот, кто с песней» (1988) Владислава Тарика и др.
Корреспондент ГИТР-ИНФО взяла короткое интервью у Алексея Ханютина, автора идеи «Золотой коллекции». Президент Гильдии неигрового кино и телевидения поделился планами развития проекта с читателями ГИТР-ИНФО.
Как появилась идея проекта «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. ХХ век»?
— Идея появилась давно. Я всегда завидовал нашим польским коллегам, которые издали капитальную DVD-антологию польской школы документального кино. Ничего подобного у нас никогда не было. Наконец обстоятельства сложились так, что у Гильдии неигрового кино и телевидения появились техническая, организационная и финансовая возможность начать реализацию этого проекта. Наша цель – вернуть в культурный оборот забытую классику отечественного неигрового кино. В этом году мы представим широкому зрителю первые десять фильмов. В планах у нас оцифровать, отреставрировать и выпустить в прокат 100 картин, созданных в нашей стране с 1908 по 2000 год. О каждой картине снимем небольшой видеоролик, который расскажет про ее авторах, об историческом контексте создания. А также о том, почему этот фильм вошел в число признанных шедевров кинематографа.
Почему героем первой серии выбрали Александра Дранкова?
— Потому что российское кино началось с Дранкова. До него наши предприниматели занимались исключительно прокатом иностранных картин. Начать собственное кинопроизводство не решались. Дранков же открыл первую в России кинофабрику. Снял первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница». Первым начал работать над документальными сюжетами из русской жизни. Конечно, первый — не значит лучший. Дранков стремился к шумному успеху и быстрым деньгам. Тщательной разработкой открытых им тем и направлений он не утруждался. Тем не менее, благодаря Дранкову мы можем увидеть сегодня на экране живого Льва Толстого и Леонида Андреева.
По какому принципу выбирали фильмы, о которых рассказываете в эпизодах?
— Вообще, документальное кино — это на 99% стандартная поточная продукция. Это киножурналы, учебные фильмы, картины, призванные обслуживать сиюминутные интересы государства. Изредка в этом потоке чудом появляются оригинальные авторские работы. Они заставляют вспомнить о том, что документальное кино — не только кинолетопись, информация и пропаганда, но и искусство. Такие фильмы мы хотим включить в «Золотую коллекцию». Думаю, эта подборка должна быть в фильмотеке каждой серьезной киношколы, вуза, в которых обучают будущих режиссеров, операторов, тележурналистов.
Как планируете разделять фильмы из списка по темам?
— Никак. Мы не ставим задачу сделать учебный курс по истории отечественного кино, последовательно двигаться от одного периода к другому. Зрители не студенты. Они разбегутся, если весь сезон мы будем показывать исключительно немые черно-белые фильмы 20-х годов. Классику немого кино будем чередовать с фильмами «живых классиков» — действующих режиссеров. Серьезные драматические сюжеты с редкими в нашем кино, но от этого еще более ценными документальными комедиями. К тому же исходные материалы некоторых фильмов утеряны. На поиск уйдет время. Фильмы, о которых расскажем в первом сезоне, мы выберем из имеющихся в нашем распоряжении сейчас.
С какими ещё сложностями сталкиваетесь в работе?
— Найти владельцев авторских прав и договориться. Это непросто. Проект некоммерческий, предложить деньги за использование фильмов не можем. Мы хотим реанимировать забытую классику неигрового кино. В каком-то смысле даже создать ее заново. Существенную выгоду здесь извлечь не получится. Такую цель, собственно, и не ставим.
Первая серия доступна к просмотру на YouTube-канале «Кино-Театр.Ру». Приятного просмотра!
Интервью взяла София Черенкова, пресс-секретарь режиссерского факультета ГИТР
Предыдущая публикация: «Золотую коллекцию» отечественного неигрового кино можно посмотреть в Интернете