В сегодняшнем выпуске рубрики мы расскажем о книгах для ценителей искусства, которые хранятся в библиотеке Института кино и телевидения (ГИТР).
«WHEN I’M 65» — Борис Трофимов
В бесчисленных изданиях, оформленных Борисом Трофимовым, «дизайн» почти незаметен. Зато видна твердая этическая позиция апологетов «большого стиля», унаследованная от авангарда 1920-х: никаких выкрутасов, книга — единый организм и должна заключать в себе некую интригу, быть сродни театральному действу. Страница за страницей выстраиваются предельно строго и четко — будь то научный каталог или изданный обществом «Мемориал» альбом «Творчество и быт ГУЛАГа», в котором страшная история изложена с какой-то аристократической ответственностью и ясностью.
Выставлять такие вещи бессмысленно — их следует держать в руках.
«Футуризм и кубофутуризм (История живописи ХХ век 1910-1930)» — Е. А. Бобринская.
Книга Екатерины Бобринской выполняет роль фундамента или пробного камня для будущих исследований; она содержит в себе импульс заинтересованного прочтения при стремлении к адекватности и объективности в оценке описываемого явления.
В книге видны два чётко выделенных принципа исследования — один историко-политический, разводящий и сводящий идеологические моменты футуристического движения от модных и господствующих политических доктрин 1910-20-х годов — либерализма, большевизма, фашизма — и художественно-типологические: автор ставит своей целью уяснить оригинальную иконографию, стилистику и тематику футуризма среди других направлений и течений, как современных ему (символизм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм, конструктивизм), так и в проекции на будущее (послевоенная абстракция, концептуализм).
«Проблема и развитие натюрморта» — Борис Виппер
Книга Б. Р. Виппера «Проблема и развитие натюрморта» вышла в 1922 году и сразу стала библиографической редкостью. Не утратила она своей актуальности и сегодня. Правда, готовя новую публикацию, издательство столкнулось с целым рядом проблем. Прежде всего, книга потребовала дополнительной текстологической работы: оригинальные цитаты снабжены переводом на русский язык, указано современное местонахождение произведений искусства, написание терминов, имен и названий приведено в соответствие со сложившейся традицией. Проверены выходные данные изданий, упоминаемых в примечаниях, их описание дается по принятым в настоящее время правилам.
Труд Виппера предваряет вступительная статья доктора искусствоведения Сергея Михайловича Даниэля.
Чтобы погрузиться в мир искусства и разобраться в нём — для начала достаточно прийти в библиотеку ГИТРа на 4-м этаже и посмотреть, какие сокровища там таятся.
Текст и фото — Полина Касьянова, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)
—