Каждый институт, направленный не только на изучение стандартов, но и на развитие творческого видения студентов, оставляет свой отпечаток на жизненном и профессиональном пути. В рамках проекта «Я горжусь. Герои» на лекции журналиста Алексея Самолётова было представлено для обсуждения два фильма. «Дивный мир» режиссер Иван Власов, фильм о молодом солдате, который вернулся с передовой с тяжелым ранением, теперь ему предстоит построить новую жизнь. А также документальный фильм о заслуженной артистке России Анне Ардовой «Анна Ардова. Маленькие пьесы», режиссер Арина Прошина-Кулик (Мастерская документального кино Сергея Мирошниченко).
Сравнивать фильмы не стоит – абсолютно разные темы и подход, что еще важнее – послевкусие, хотя обе картины – портреты сильных личностей, по-своему сильных, конечно. Участник боевых действий возвращается домой без части ноги, заново учится водить машину, играть в футбол и чувствовать жизнь.
Съёмочная группа не появляется в кадре, за счёт этого, зритель будто проживает эмоции героя и находится на протяжении фильма рядом несмотря на то, что некоторые сцены постановочные. Да, катарсис скорее будет от фильма про СВО, а вот после фильма про Анну Ардову есть вопрос – почему сегодня мы не собираемся на литературные вечера, не восхищаемся поэтами? Хоть в стенах ГИТРа и проходят подобные собрания, но ведь это не квартирники, которые так чудесно звучат в воспоминаниях Миры Ардовой – мамы Анны. Удивительно, как автор фильма «маленькие пьесы» соединяет море информации в единую историю, понятную зрителю. Там не только документальный архив, но и художественные кадры, которые попутно дополняют историю. Как зритель – скажу: Я была рада сначала посмотреть портрет о тяжёлой судьбе действующего бойца, а затем, переключиться на лёгкое к восприятию кино.
После просмотра, Алексей Самолётов ждал наше обсуждение, мы задумчиво почесали головы и высказали всё, что полагается людям, которые чешут голову. Выслушав нас, он поделился своими мыслями: «Научить создавать настоящую работу могут талантливые книги и талантливое кино… И, как ни парадоксально разговоры — нос в нос, ухо в ухо, глаз в глаз… И от книг, и от фильмов и от «бесед при ясной луне», хорошо, пусть не при луне, а на кухне — остается послевкусие и желание… Написать, рассказать, снять… И у Вани Власова — так он поименован в телефонной книжке, и у Арины Прошиной — от наших разговоров длиною в год, споров, переписок — осталось послевкусие… И они сняли свое кино… Своё, про себя, про свой мир, который они для себя начали открывать… Спасибо, что услышали, спасибо, что спорили… Сегодня они — «я есмь сам»… И это вызывает, в первую очередь, уважение… Они снимают сегодня свое кино, которое заставляет задумываться теперь уже других мальчишек и девчонок, взрослых, и даже мастеров, у которых они учились… И теперь уже их фильмы оставляют послевкусие… И пробуждают тонкую, щемящую, нотку хорошей зависти — ерш твою через коромысло, это же фильм про моих друзей, которых я знаю с незапамятных времен!.. Как же я-то проглядел эту историю!.. А они увидели… Значит все наши разговоры были не зря… Так что — дело не в учебниках, а в той «химии» которая возникает в прямом общении… «Я есмь сам…»».
Лектор — Алексей Эдуардович Самолетов
Журналист, актёр, сценарист, режиссёр, обозреватель на телеканале «Звезда». Один из авторов идеи создания регионального телевидения. Работал специальным корреспондентом телепрограмм «Вести», «Вести-Москва», ведущим телепрограммы «Мир на грани», утренней программы на «Радио России». Награжден многочисленными орденами и медалями: Медаль «За укрепление боевого содружества», Орден «За личное мужество», Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», Медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», Премия ФСБ России.
Автор — Юлия Кольцова
Фото — Егор Ломарев