Размер шрифта: Фон:
Абитуриентам
Студентам
Какой киногерой был бы самым сложным «клиентом» для оформления его новогодней квартиры? Интервью с Иваном Миляевым

Что делает новогоднее кино по-настоящему волшебным — сюжет, атмосфера или личные воспоминания, которые с ним связаны? И как художник, создающий миры на сцене и на экране, видит магию праздника в деталях?

В преддверии Нового года мы поговорили о кинематографической классике, семейных традициях и профессиональных секретах с человеком, для которого искусство — это жизнь в прямом смысле. Иван Валерьевич Миляевдекан художественного факультета Института кино и телевидения ГИТР, заслуженный художник РФ, почетный член Российской академии художеств, лауреат премии Правительства РФ в области культур, член Союза театральных деятелей РФ, главный художник театра «Экспромт». И, как выяснилось, хранитель уникальных семейных кинематографических историй!

— Ваш самый любимый новогодний фильм?

— Не буду оригинален — скажу, что это «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (реж. Э. Рязанов). Это фильм моего детства. Помню, как раз появились первые цветные телевизоры, огромные такие «шкафы»! Дядя моего папы купил такой, и в году семьдесят четвертом мы всей семьей поехали к нему на Новый год, чтобы посмотреть «С лёгким паром!» впервые в цвете. Мы сидели, две семьи вместе, и смотрели — это было настоящее чудо!

Вообще я очень люблю Э.А. Рязанова. Каждый Новый год обязательно пересматриваю «Служебный роман». Он не совсем новогодний, но его постоянно показывают в праздники. Вот на прошлой неделе соседи уже смотрели, заходили, поздравляли, ведь для меня эта картина особенная, потому что моя мама — народная артистка РСФСР Людмила Ивановна Иванова — сыграла в ней роль Шуры. Помню, когда мне было лет 12-13, я заболел гриппом и мне посчастливилось прочитать сценарий раньше неё. Там была подчеркнута мамина роль — я был невероятно счастлив! Но знаете, когда фильм снимали, многое вырезали. Мама сохранила пленку с ее вырезанной сценой. Теперь эта пленка хранится у меня.

Самое главное в этих фильмах — они совершенно аполитичны. Они про любовь, искренность, человеческие отношения. Не каждому режиссеру в то время разрешали снимать такое, а Рязанову — да.

 

— Самый неожиданный новогодний реквизит/декорация/костюм, которые запомнились в работе?

— Сразу вспомнил фильм «Эта весёлая планета» (реж. Ю. Сааков и Ю. Цветков). Там Савелий Крамаров играл изобретателя, и мы придумали для него оригинальный костюм «Вечный двигатель» с деталями от велосипеда, которые он крутил постоянно. А по сюжету к нему прилетали настоящие инопланетяне (смеётся). Они тоже были в таких интересных эластичных костюмах, и он говорил им: «Ребята, кто вам такие придумал? Я тоже хочу!» Савелий Крамаров вообще был символом такого тонкого, гротескного юмора. Вот такой был прикол — как придумать шутейные образы для чудаковатого изобретателя и настоящих инопланетян.

 

— Давайте представим, какой киногерой был бы самым сложным «клиентом» для оформления его новогодней квартиры?

— Думаю, Андрей Рублёв, точно. У него и квартиры-то не было.

 

— А как бы Вы всё-таки попробовали оформить ему праздничное пространство?

— Даже не знаю… Что вообще позволялось монахам на Новый год в те времена? Наверное, я бы всё-таки поставил ему ёлку. И повесил бы ангелочков — знаков зодиака тогда ещё не было, зато были ангелы. Разместил бы несколько фигурок на какой-нибудь лапе у ёлки. И колокольчики обязательно!

 

Теперь, смотря любимые новогодние фильмы, вы будете знать, что за каждой декорацией, за каждым костюмом стоит работа художника, а за кадром часто живут трогательные личные истории. А если всерьез задуматься о профессии, которая создает эту визуальную магию кино и театра, — самое время узнать о ней больше.

Погрузиться в мир художественного факультета ГИТР и узнать все о творческих испытаниях можно на официальном сайте Института кино и телевидения (ГИТР).

Над материалом работала — Диана Бачурина, студентка факультета журналистики (группа ДЖ11).

Поделиться