На продюсерском факультете АНО ВО ГИТР прошёл мастер-класс, который смело можно назвать максимально насыщенным курсом выживания продюсера в мире актёров. Для студентов первого курса мастерской Ирины Сергеевны Глебовой «Актёр в кино» выступила Валентина Ермакова — яркий пример современного мультигибридного профессионала. Выпускница продюсерского факультета АНО ВО ГИТР 2024 года и актриса (Институт современного искусства, мастерская Ивана Агапова) совмещает съёмки в сериалах («Семейка», будущие «Новые легавые»), работу в театре и продюсирование спектаклей и фестивалей. Её опыт и стал основой для диалога без прикрас.
Фундамент продюсера: смена оптики
Главный тезис, с которого Валентина начала, задал тон всему разговору: «Актёр — это живой человек». Это не ресурс в смете, а творческий союзник, чью внутреннюю «кухню» продюсер обязан понимать. Для этого нужно уметь «думать как актёр» и знать этапы его работы над ролью:
1. Работа с текстом (чтение, разбор).
2. Анализ персонажа.
3. Создание биографии героя.
4. Взаимодействие с режиссёром (диалог, читка, задачи).
5. Изучение и присвоение предлагаемых обстоятельств.
6. Работа над внутренним и внешним образом.
7. Погружение в дополнительный материал (книги, эпохи, фильмы).
«Не понимая этого пути, вы обречены на коммуникативный срыв», — отметила спикер.
Как организовать актёру самопробы без провала?
Самой прикладной частью стал разбор двух кейсов по самопробам.
Кейс 1: Что волнует актёра?
Отправляя материал, продюсер должен убедиться, что:
1. Текст логичен.
2. У актёра есть время на подготовку (время = качество).
3. Вы изучили информацию об актёре (кинотеки, соцсети).
4. Сценарий и отрывок качественные.
5. Вы сами знакомы с материалом.
6. Есть описание персонажа или пожелания режиссёра.
Кейс 2: Что не так?
Хорошо подготовленный пакет включает: аннотацию, описание персонажей, логичный текст с ремарками. Валентина дала жёсткий, но практичный совет: «Народных и заслуженных артистов просить записать самопробы не стоит. Если очень надо — только лично и с партнёром».
Боевые условия: от подготовки до завершения съёмок
Подготовительный этап — зона ответственности продюсера. До первой смены необходимо:
1. Предоставить сценарий.
2. Лично познакомиться с актёром (+ читка).
3. Уточнить физические параметры для костюма.
4. Чётко обозначить график с учётом логистики.
5. ВСЕГДА подписать договор, заранее запросив реквизиты. Для медийных лиц — запросить райдер.
В день съёмок важно заложить время на грим и костюм, сделать фотофиксацию образа. Актёр обязан соблюдать дисциплину, но «актёр не должен ждать в гриме, когда приедет массовка… На съёмках время — это деньги!».
Ключевые правила на площадке: вежливость, безопасность (любой трюк = врач на площадке), умение предотвращать конфликты. «Помните: когда заканчивается работа костюмера, начинается работа актёра и режиссёра. Но и актёр не всегда прав — продюсер должен уметь корректно «включить» его для предотвращения срыва графика», — подчеркнула Ермакова.
Финал работы продюсера: деньги, налоги, чеки
Завершающий блок был посвящен «некреативной», но жизненно важной части. После последней смены и перечисления гонорара необходимо связаться с актёром или агентом для обязательного получения чека через «Мой налог». Финальный кейс прозвучал как приговор: отсутствие чека от любого члена съёмочной группы грозит материальными издержками, штрафами и даже арестом имущества. «Налог лучше оплатить сразу. Требуем чеки от всех!» — резюмировала Валентина.
Этот мастер-класс стал для студентов продюсерского факультета АНО ВО ГИТР эффективной прививкой и от звёздной болезни, и от правовой безграмотности. Валентина Ермакова показала, что современный продюсер — это стратег, психолог и юрист в одном лице, а его главный капитал — уважение к чужому творчеству и безупречная организация. Такие встречи укрепляют репутацию продюсерского факультета АНО ВО ГИТР как места, где учат не просто теории, а реальному выживанию и успеху в индустрии.
Материал предоставлен деканом продюсерского факультета АНО ВО ГИТР И.С. Глебовой.



