Размер шрифта: Фон:
Студентам
Интервью с проректором Александрой Рассадиной о студентах ГИТРа и о психологии

Корреспонденты ГИТР-ИНФО Елена Тагашева и Даниил Сергеев взяли интервью у проректора Института кино и телевидения (ГИТР), заведующей кафедрой журналистики Александры Анатольевны Рассадиной.

Интервью с человеком, который в 37 лет пишет докторскую диссертацию по психологии, преподает журналистику и занимает должность проректора ГИТРа

  • Вы кандидат психологических наук. Есть ли какие-то психологические приёмы, которые вы применяете по отношению к студентам?


Шутки, юмор, общение, но и метод кнута и пряника.
В рамках своего предмета я им рассказываю о психологии, потому что журналистика всегда идёт параллельно с ней.
Скажем, ребята учатся врать, они говорят что-то друг другу и должны понять по языку телодвижения, врёт собеседник или нет. И потом уже так можно человека подловить — он начинает пугаться и говорить правду. 

  • Есть какие-то психологические методы, которые помогают в журналистике, но их лучше не использовать в общении в жизни, с обычными людьми?


Журналистика — это и есть общение с обычными людьми. Задача журналиста и любого человека — быть одинаковым везде. Странно постоянно разные роли примерять на себя.
Задача журналиста, допустим, если ты интервьюер, раскрыть человека для того, чтобы он был интересен аудитории. Ты раскрываешь героя, он говорит на определённые темы, и аудитории это интересно. В следующий раз ты под другим углом раскрываешь того же самого героя. Ты задаёшь наводящие, уточняющие вопросы. Также, как и в обычном общении  с людьми.
Конечно, происходит профессиональная деформация. Ты же слышишь ответы, когда человек общается немного по-другому, и цепляешься за то, за что обычный человек не зацепился бы. Потому что журналист привык задавать вопросы, а не отвечать на них.

  • В 2011 году вы закончили аспирантуру по психологии и написали диссертацию на тему «Социально-психологические особенности влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи». Ваша работа актуальна сейчас, спустя 11 лет?


Актуальна, конечно. Я сейчас докторскую пишу на эту тему. В той работе я изучала, как медиа влияют на школьников. Сейчас же — как медиа влияют на студентов, на более взрослое поколение. И тем более, в разрезе современных событий, это становится ещё интереснее.

  • В вашей работе мы встретилась с термином «клиповое мышление», которое есть у современной молодёжи. Как нужно преподавать нынешней молодёжи, чтобы они с интересом усваивали информацию?


Картинками. Все визуализировать, приводить ко всему примеры. И нужно разговаривать со студентом, как со взрослым. Не надо инфантилизма. Ты разговариваешь со студентом, как с профессионалом. Как будто к тебе приходит стажёр, и ты погружаешь его в профессию. Ты не думаешь об этом человеке, как о студенте и т.д. Это твой будущий коллега, и тебе нужно максимально хорошо его обучить, чтобы он потом классно делал свое дело.

  • Вы закончили факультет журналистики МГУ. Все ли Ваши однокурсники смогли работать по профессии?


Очень много, у нас реально «золотой» выпуск. Многие стали известными журналистами. В моей радио-группе мало кто пошёл по радиостезе, но многие работают в зарубежных медиа — ВВС и т.д. Не все работают по профессии, но те, кто работают, многого добились.

  • Каковы шансы у выпускника журфака ГИТРа добиться успеха? Конкуренция в профессии очень серьезная.


Если вы будете учиться и работать по специальности, практиковаться в рамках вуза, то шанс огромный. Если вы будете ждать, и только когда вам дадут диплом, вы захотите работать, то нет. Потому что вы уже сейчас, учась, становитесь конкурентами. Вы должны быть лучшими из лучших. Постоянно практиковаться, работать. Вот Глеб Владимирович Протасенко — декан нашего журфака — начал работать с первого курса. И многие наши студенты уже с первого и второго курса работают по специальности.
Сейчас человек может быть сам медиа, много новых направлений в журналистике открываются. Молодые журналисты востребованы. Я с коллегами разговариваю, они ждут молодых, но у них есть определённые запросы. Например, знание английского языка, умение монтировать, умение красиво и грамотно писать, умение создавать истории и анализировать. Многие считают, что журналистика — это написать о том, как кто-то вышел в свет. Нет, сейчас другая журналистика. Сейчас журналистика, которая объясняет и даёт варианты развития событий, это другое.

  • Какой бы Вы дали совет себе — студентке?


Меньше прогуливать. Особенно на первом курсе. Потому что после школы эйфория, что ты такой весь взрослый и свободный. На первом курсе очень сложно взять себя в руки и реально начать учиться. Надо чётко понимать, что школа закончилась, маму директор не вызовет. Это твоя взрослая жизнь и ты сам отвечаешь за свои поступки. Ты на лекцию не попал и это обоснованно? Или ты мог поспать и погулять позже?
Ты работаешь на себя и делаешь себе имя с самого начала — с первого сентября первого курса.
У нас очень жёсткая профессия.

  • Вы когда-нибудь жалели, что связали жизнь с журналистикой?

Нет. Никогда.

  • Какие СМИ сейчас читать? Какое слушать радио?

    По закону у нас нет цензуры
    . Нужно читать и смотреть все медиа, которые грамотно представляют информационную повестку, которые ссылаются не на эмоции, а на статистику и проверенные данные. Дальше собираете эту статистику у себя в голове и четко осознаете, что происходит. Помимо этого, нужно уметь изучать историю вопроса, читать книги по истории и политологии, если вас интересует политика. Допустим, Хантингтона «Столкновение цивилизаций» или Ханну Арендт — она как раз рассказывает, что такое политика. А потом, когда вы уже все это прочитаете, можно начинать рассуждать о том, что происходит в стране, а не заниматься демагогией. Это выглядит, если честно, очень непрофессионально и даже грустно.
  • Вы ведете подготовительные курсы ГИТРа. Какими Вы встречаете абитуриентов, и какими они выходят после курсов?

После курсов мне не стыдно, когда они приходят на собеседование — это уже приятно. Мне интересно другое — когда вы попадаете ко мне на втором курсе. Я уже вас знаю, поэтому интересно, что вы сделали за год жизни здесь. И, конечно, когда ты выпускаешься на четвертом курсе — уже есть какой-то осмысленный взгляд, он уже человек в профессии. Интересно, не поменял ли человек свое мнение о журналистике. Если нет — значит мы все сделали правильно — взяли вас из школы и правильно провели через эти 4 года обучения!

  • Вы немного предвосхитили наш следующий вопрос. Каким Вы видите нынешний первый курс у себя на занятиях на втором курсе?

Ой, это я у Глеба Владимировича узнаю, потому что он мне рассказывает про вас! На заседании кафедры мы передаем группу следующим преподавателям, рассказываем о ней, чтобы было понятно, как с вами дальше работать. У каждой группы свои особенности. И все равно, ты узнаешь людей на первых трех-четырех занятиях, потом у нас идут какие-то индивидуальные задания. Ты постепенно узнаешь, кто хочет, а кто не хочет. Ну, и все равно, если не хочет, может шанс у него еще есть, потому что он пока не понял что-то. У меня же не профильный предмет, а радио, многие вообще не понимают, зачем оно нужно. 

  • Какими качествами должен обладать студент, чтобы завоевать уважение преподавателей?

Адекватность. Мне кажется, это самое главное. И любознательность. Потому что если ты не любознателен, то журналистика — не твоя профессия. Остальному научим.

  • Каким Вы видите будущее ГИТРа и журфака?

У нас отличный преподавательский состав. И мы — Gitr Family, мы действительно друг за друга горой. Эта философия, которую мы продвигаем, реально работает, То есть человек, который учится здесь, гордится тем, что он — ГИТРовец. И потом, когда люди идут на работу, там они встречают многих наших выпускников.

Еще есть преемственность поколений, когда бывшие студенты приходят к нам и становятся преподавателями. Они уже понимают специфику профессии, как их тут учили и что можно было бы сюда привнести. То есть, это такой бесконечный процесс.

А на журфак мы взяли мастеров, которые преуспели в каких-то определённых направлениях журналистики, и именно эти направления они и преподают. Это, с моей точки зрения, очень важно, когда человек не распыляется на какие-то общие темы журналистики, а преподает конкретно то, что лучше знает. В каком-то возрасте журналист хочет передать свои знания другим, но, к сожалению, не все умеют это делать. Найти хорошего преподавателя — это большой труд, потому что многим достаточно провести мастер-класс. Я считаю, что на нашей кафедре работают не просто талантливейше мастера своего дела, но и мастера с большой буквы. Это огромный труд — чему-то вас научить. И потом, когда что-то получается — это радость для всех: для нас, и для вас. Поэтому вы как наши дети, и мы очень вас любим. 

  • И мы вас очень любим! В завершение разговора, каким Вы видите будущее нашего журфака?

Будущее журфака — это то, что на нашей стене появятся дипломы не только наших преподавателей, но и наших студентов. Это и есть будущее нашего журфака, и оно начинается совершаться уже сегодня.


Интервью взяли Елена Тагашева и Даниил Сергеев, факультет журналистики ГИТРа

Фото Д. Сергеева

 

Поделиться