27 сентября студент второго курса операторского факультета Института кино и телевидения (ГИТР) Рамиль Аляутдинов занял второе место на всероссийском соревновании в сфере цифрового искусства ArtMasters.
ArtMasters представляет собой площадку, которая направлена на поиск и поддержку кадров в сфере креативных индустрий: операторов кино и ТВ, дизайнеров, звукорежиссеров, клипмейкеров, продюсеров, композиторов и многих других. Участники проходят творческие этапы, их оценивают эксперты, а в конце, если они выходят в финал, то получают денежные призы до полумиллиона, которые можно потратить на профессиональные цели.
- Джулия Паркер: Как ты решил, что хочешь поучаствовать в чемпионате операторов и побороться за призы?
Рамиль Аляутдинов: Мне посоветовал этот конкурс мой мастер Роман Минлишев. Он сказал, что это прикольный конкурс. Я прочитал на сайте, что если победить, то открываются большие возможности по работе и не только. Вообще, хотелось посмотреть, насколько я способен на что-то, какие у меня навыки, какая конкуренция операторов в современном мире. Было очень интересно попробовать свои силы. У меня изначально вообще не было задачи пройти в финал и выиграть, я думал, что просто попробую, а дальше пошло-поехало.
- Д.П: Как проходили отборочные этапы? Что вы делали на них?
Р.А: Отбор проходил достаточно интересно. На первом этапе нужно было предоставить свое портфолио: туда входили пейзажи, натюрморты, репортажи, портреты и многое другое. Во втором этапе нужно было пройти тесты по техническим вопросам, истории кино и операторского мастерства. Эти этапы я проходил просто так, чтобы посмотреть, что из этого выйдет, я совсем не думал ни о какой победе. Третий этап был главным. В основном, судили по нему. Нам нужно было снять короткометражный фильм до трех минут и фильм-автопортрет, при этом не показывая себя. Это меня и завлекло, потому что, во-первых, видео — это моя сильная сторона, а во-вторых — это очень интересная задача. И вот по этому этапу выбрали десятерых лучших, кто прошел в финал.
- Д.П: Насколько сложно было участвовать? Были какие-то непростые задачи?
Р.А: Участвовать было не очень сложно. Из того, с чем пришлось столкнуться — это организационные моменты и короткие сроки. Нам нужно было за три дня снять короткометражный фильм, а за два — его смонтировать. Это было самое трудное.
- Д.П: Были моменты, когда тебе хотелось бросить все, сдаться? Когда у тебя что-то не получалось и ты расстраивался?
Р.А: Честно признаться, таких моментов не припомню. Все шло, так как я хотел. Конечно, я очень переживал, потому что до конца не было понятно, кто какое место займет, понравилась ли твоя работа судьям или нет, но опускать руки недопустимо, это крайне несерьезно и непрофессионально. Я рассматривал данный конкурс как проверку для себя, какой я профессионал.
- Д.П: Был кто-то из экспертов, который запомнился тебе больше всего? Может дал какой-то совет, наставление?
Р.А: Все эксперты давали важные советы. Но тот, который запомнился, был от нашего преподавателя Ивана Поморина (кинотелеоператор-постановщик, преподаватель операторского факультета Института кино и телевидения ГИТР). Он подсказал, как правильно работать с фонами. Он, что называется, съел собаку в этом деле и услышать его мнение по этому поводу было для меня очень важно. Теперь я знаю гораздо больше о съемках.
- Д.П: Каково это, когда тебя высоко оценивают настоящие профессионалы?
Р.А: Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Это, безусловно, приятно, это дает толчок развиваться и заниматься тем, что тебе нравится. Мне было приятно понимать, что то, чем я занимаюсь — не просто так, что я действительно что-то умею и мне стоит продолжать. Для меня была гораздо важнее не похвала, а критика в мой адрес, потому что в следующий раз ты уже не допускаешь этих ошибок, ты учишься делать то, что раньше плохо получалось, твои работы становится качественнее.
- Д.П: Наверняка многие, кто сейчас прочитают это интервью, подумают, что ты мог выиграть во многом из-за того, что 50% жюри были преподавателями ГИТРа. Ты сам что думаешь по этому поводу?
Р.А: Нужно учитывать, что когда мы смотрели мою работу, она многим правда понравилась. Я думаю, что ГИТР не играет роли. Мне конкретно указывали на те достоинства и решения, которые были в моей работе и не было в других. Даже если посмотреть и сравнить работы, будет видна разница. Это факт, который не спрячешь.
- Д.П: На что ты потратишь 300 тысяч рублей?
Р.А: Разумеется, все выигранные деньги я потрачу на операторское оборудование. Я еще в раздумьях, что именно буду покупать, но хочется приобрести определенные вещи, которых у меня еще нет.
- Д.П: Что для тебя значит эта победа?
Р.А: Она значит не так много. Победа, это, конечно, хорошо, но стоит идти дальше. Порадоваться день-два — это прекрасно, но у меня есть желание развиваться дальше. Я на своем примере доказал ребятам курса, что можно показать уровень своего мастерства и победить. Мне дали понять, что я неслучайно занимаюсь этой деятельностью. Вот что по-настоящему важно.
- Д.П: Первая твоя реакция, когда ты понял, что занял второе место?
Р.А: Она была очень несвойственной для меня, потому что я по своей сути не эмоциональный человек. Я искренне обрадовался. Когда назвали, кто занял третье место, я расстроился, сразу прикинул в голове, что первое и второе займут уж точно другие люди, а не я. Но когда объявили меня, то я, конечно, обрадовался, было очень неожиданно. Обычно я на все победы реагирую спокойно, а тут прямо… потому что было много сильных работ, была большая конкуренция.
- Д.П: Какая у тебя есть заветная мечта или цель, связанная с операторством?
Р.А: Сейчас моя главная цель — снять полнометражный фильм, который покажут на больших экранах. Мечта — популяризировать операторское мастерство. Я хочу, чтобы операторов, так же как режиссеров и актеров знали по фамилиям и в лицо, чтобы все знали, кто создает атмосферу всего фильма и кто его снимает.
- Д.П: Чтобы стать крутым оператором, нужно…
Р.А: Никогда не опускать руки и все время развиваться. У нас такая профессия, в которой постоянно что-то меняется: выходит новое оборудование, появляются новые способы съемки, постановки света и так далее. Пока ты все это изучаешь — ты хороший и крутой оператор. Когда ты останавливаешься — значит, что-то пошло не так. Даже если ты снял семь фильмов и все они получили «Оскар», тебе все равно нужно продолжать, продолжать и еще раз продолжать повышать уровень своего мастерства.
Оценивали участников "АртМастерс" настоящие профессионалы в сфере операторского мастерства, в том числе и преподаватели ГИТРа: Иван Гудков (оператор-постановщик кино и ТВ, руководил процессом съемок сериала «Оттепель» и др.), Михаил Онипенко (оператор-поставщик более 20 игровых и документальных проектов, доцент ВГИКа и ГИТРа), Иван Поморин (действующий член правления Гильдии кинооператоров, преподаватель ГИТРа), Александр Старостин (как оператор-постановщик снимал проекты для Netflix и др.).
«Я испытал огромную гордость. Не зря говорят, что ГИТР — это семья. Я всех своих студентов воспринимаю как своих детей или младших братьев и, конечно, как любому отцу или старшему брату всегда приятно узнавать о победах, вот также и мне было безумно радостно. Я ходил по всему институту, на НТВ и всем рассказывал, что мой студент победил всех операторов и занял второе место», — поделился впечатлениями Роман Эрнстович Минлишев, оператор-постановщик телекомпании НТВ, заведующий кафедрой операторского мастерства и преподаватель ГИТРа.
Интервью взяла Джулия Паркер, факультет журналистики ГИТРа (ДЖ21)