Размер шрифта: Фон:
Студентам
Интервью с Павлом Селиным, номинантом на национальную премию «Золотая свеча»

13 марта стало известно, что документальный фильм «Агафья» преподавателя журфака ГИТРа Павла Селина номинирован на национальную премию в области неигрового кино «Золотая свеча». Новую награду ежегодно будут вручать за лучшие полнометражный и короткометражный неигровые фильмы, а также за вклад в киноискусство.

Перепечатываем интервью с автором, которое опубликовано на платформе «Дзен». Интервью взяла Ирина Иванова. Фильм можно посмотреть здесь.

— Павел, расскажите, пожалуйста, как пришла мысль сделать фильм об Агафье Карповне Лыковой?

— Это была достаточно неожиданная история. Цепь случайностей привела меня в Российский технологический университет МИРЭА, где я познакомился с проректором Игорем Тарасовым и узнал, что ВУЗ с 2011 года опекает Агафью Лыкову. Каждое лето к ней направляются экспедиции студентов, которые помогают заготавливать дрова, ставить «заездок» — плотину для ловли рыбы… Мне показалось, что это может быть интересным документальным кино и в следующем году мы с оператором Артёмом Величко стали частью этой экспедиции.

Мы провели у Агафьи 11 незабываемых дней.

Агафья абсолютно уникальный персонаж, герой… Таких в мире больше нет. Я стараюсь снимать таких, как бы «маленьких» людей, которые на самом деле совсем не «маленькие». А Агафья, как мне кажется — воплощение как бы «маленького» человека с огромной судьбой, с Историей. Для меня всегда очень важна история человека, а у Агафьи она такая, которой нет, наверное, больше ни у кого в мире.

— Агафья Карповна считает, что видео и фотосъёмка греховна. Как Вам удалось с ней договориться?

— Первые три дня Агафья вообще со мной не разговаривала. Я задавал ей вопрос или высказывал просьбу посниматься, в ответ она просто смотрела на меня с блаженной улыбкой и убегала. Я, конечно, был на грани паники, потому что понимал, у меня всего одиннадцать дней, а даже заговорить с ней не получается… Первоначальный контакт наладил с ней Артём Величко. Он чуть ли не жил на пороге её шалаша. А потом Агафья стала и со мной говорить. Начался непростой и увлекательный процесс съёмок… Было трудно, потому что Агафья такой персонаж, который не будет делать то, что тебе нужно, она живёт своей жизнью… В течение оставшихся дней мы снимали практически круглые сутки…

— Что было самым трудным?

— Записать интервью с Агафьей. Просто усадить её — невозможно. И тогда Андрей Горбатюк – один из главных героев фильма, руководитель экспедиции на протяжении многих лет — подсказал, как нам быть. В воскресенье — в выходной день, когда по церковным правилам нельзя работать — мы вместе с Агафьей читали церковные книги и постепенно это перешло в интервью.

— Что Вам больше всего запомнилось на съёмках фильма?

— Был такой невероятный сценарный подарок судьбы, когда в самом начале рухнул наш вертолёт. Он стал отдельным героем фильма, образом и символом, который мы с моим другом и соавтором Дмитрием Разворотневым протянули через всю картину. Если помните, в апокрифе апостола Павла написано, что будут летать по небу железные птицы. И вот эта железная птица вторглась в век XVI-XVII, в котором живет Агафья, и потерпела там крушение. И это символизирует столкновение нашей цивилизации и цивилизации Агафьи.

Это, пожалуй, был самый запомнившийся момент, мы были на грани жизни и смерти. Слава Богу, все выжили.

— Какая главная идея Вашего фильма?

— Агафья – это пример того, как сила Веры и сила Духа побеждают обстоятельства и окружающие, казалось бы, непосильные трудности. «Маленькая» женщина, сейчас ей почти 80 лет, смогла выжить одна в суровейших условиях. В среде, где огромный «мужичара», какой-нибудь спецназовец, может не уцелеть. А она живёт.

— Вам удалось передать душевную чистоту героини. Изменило ли общение с Агафьей Карповной что-то в Вашей жизни, в её понимании, ощущении?

— Думаю, многое изменилось… Я летел туда с определённым набором стереотипов об Агафье, не зная, на самом деле, кто она и что она, и встретившись с ней я увидел её духовную силу и пришло понимание, что все наши стенания, жалобы на какие-то трудности — это мелочь по сравнению с тем, что ей пришлось перенести. Она стала для меня примером стойкости и продемонстрировала, как дух может побеждать бытие. Я это увидел своими глазами.

— Вы поддерживаете контакт с Агафьей Карповной?

— Да, мы сейчас заканчиваем монтаж шести серий большого приключенческого докуреалити, посвященного экспедиции к Агафье, которая была в августе прошлого года. Я с моим сыном Никитой Селиным выступаем в нём в роли ведущих двух автономных съёмочных групп. В одной группе с частью студентов я поднимался к Агафье на лодках тем путём, которым Лыковы уходили в 1930-х годах, бежали в тайгу. А Никита с другой группой и частью студентов прилетал на вертолёте. За это время произошло много всего интересного. Проект будет демонстрироваться на одной из наших главных стриминговых платформ. Надеюсь, совсем скоро будет в эфире.

— Агафья Карповна видела Вашу картину о ней?

— Не видела. Она не смотрит никакие гаджеты, и показать ей фильм невозможно. Можно сказать, в хорошем смысле, что она блаженная – от слова «благо». В церковном понимании — человек, живущий в своём мире. Она не от мира сего, не от нашего мира.

Беседу вела Ирина Иванова

Использована фотография из личного архива Павла Селина

Смотрите фильм «Агафья»

Павел Викторович Селин. Старший преподаватель факультета журналистики ГИТРа.
Тележурналист, ведущий, автор и режиссер документальных 
фильмов "Юра Музыкант", "Буров и Буров" и др. Номинант 
премии "Золотой Орел", Лауреат премии "The Russian Week 
Audience Award". Работал корреспондентом телепрограмм 
НТВ «Сегодня», «Главный герой», «Намедни», выступал 
автором специальных репортажей в программе «Центральное 
телевидение» (НТВ) и «Парфенов» (Дождь), соведущим 
ток-шоу «НТВшники». Преподает "Основы журналистской 
деятельности".
Поделиться