Денис Аникин – практикующий оператор НТВ. Он снимал известные российские ситкомы и документальные фильмы. Корреспонденту ГИТР-ИНФО Полине Ивановой удалось взять у него короткое интервью.
- Денис, как Вы узнали о профессии оператора?
Все началось с детства. Когда я был маленьким, то очень любил смотреть телепрограммы и мультфильмы. Взгляд взрослых всегда был прикован к программе «Время», а я смотрел на ведущих и пытался разобраться: как все это устроено, как они работают. Это мотивировало меня и приблизило к мечте. Еще тогда я понял – телевизор приковывает внимание всех без исключения!
- А как Вы попали на ТВ?
Когда я учился в Удмуртском государственном университете по специальности «инженер-физик» и писал дипломную работу, то, как и все студенты, нуждался в деньгах. Я устроился администратором на местный телеканал «Новый регион». Я сам интересовался, приставал к операторам с расспросами о съемочном процессе, о камерах и их использовании. Мне казалось, что это довольно просто: взял, навел на кого-то камеру да и снял. Тем более я занимался в фотокружке, базовые знания были. Однажды я напросился на съемку. Повезло, что начальство отпустило. Я поехал снимать репортаж о спортивном событии на DV-CAM.
Меня, физика по образованию и оператора без опыта, похвалили, ведь я снял все по правилам композиции. Но следующая работа была снята в качестве стажёра на телеканале и с «суперкой» (прим. Super VHS —камера, позволяющая получить цветное изображение более высокого качества.). Но в 2005 году я ушел с канала и понял, что хочу развиваться дальше, уже в Москве.
- Какие трудности Вы испытали при переезде?
Первое время было сложно. Я ходил по телеканалам с портфолио, но получал отказы. И тут судьба дала мне шанс. Меня пригасили на стажировку в шоу «Времечко» на телеканале АТВ. Отбор был очень сложный, на мои работы не хотели смотреть и холодно отвечали: «Посмотрим, как будешь вести себя с камерой» (улыбается). Ко мне скептически относились в силу моей неопытности, но придирки закончились, когда удалось показал себя с лучшей стороны. А еще благодаря этой программе я впервые прыгнул с парашютом.
Позже мы начали снимать реалити-шоу «Шанс» с Михаилом Пряниковым.
- Знаю, что Вы снимали сериалы. Расскажите насколько это был интересный опыт?
Бывшая коллега предложила сходить на собеседование — телекомпании требовались операторы. Я очень загорелся. Когда еще выпадет шанс работать над сериалом да еще с таким прекрасным актерским составом! Меня поставили на сериал «Моя прекрасная няня». На съёмочной площадке у меня «отвисла челюсть» – такую «модную» технику я еще не видел. Оказалось, она сильно упрощает съемочный процесс по сравнению с тем оборудованием, чем мы пользовались на ТВ. Потом проект закрыли, а я уехал в длительную командировку и уже забыл про кино… Но не позвонили и предложили поучаствовать в запуске сериала «Кто в доме хозяин?». Сняли 150 серий. Потом новый проект, кстати, мой любимый – сериал «Воронины». Я уже, к сожалению, не помню, сколько было отснято серий, думаю, более 250 точно.
- Расскажите о самом запоминающемся съемочном дне за всю вашу карьеру.
Снимая документальный проект «Балтфлот», мы проходили «посвящение в подводники». Нужно было выпить за раз плафон с 0,75 миллилитрами «забортной» воды. До сих пор помню этот мерзкий соленый вкус. Последствия у каждого были разные: кто-то промывал желудок и часами находился в гальюне, а кому-то ничего.
- А есть поучительная история, произошедшая на съемках?
Мы работали на важном мероприятии в ГосСовете, освещали политическое событие и брали интервью. Я ошибся, когда переставлял камеру — не выключил запись. Когда спикер сидел в кадре, вроде бы включил камеру, но на самом деле – нет. Вернулся в студию, начал разбирать материал — и меня бросило в холодный пот: есть только кадры, где я переставлял камеру! Хорошо, что коллеги с другого канала записывали беспрерывно и предоставили нам материал. Тогда я понял – нужно всегда проверять все!
- Согласны ли Вы с утверждение, что российское телевидение «умирает»?
Вовсе нет! В YouTube все приходит из телевизора. Многие ведущие на просторах Интернета – бывшие телевизионщики. На телевидении грядут большие перемены.
- Как Вы думаете, какая главная задача стоит перед оператором?
Видеть. Под этим словом подразумевается все: видеть объект и кадр, просчитывать монтажную фразу и видеть все вокруг себя. Рассчитывать шаги камеры и знать наперед, какой момент нужно поймать следующим – залог успеха.
- Какой совет Вы можете дать начинающим операторам?
Старшие операторы всегда советовали смотреть картины и старые фильмы. Я с этим согласен. Те приемы, которые применяли тогда, актуальны и сегодня. Нужно уметь монтировать – это важно и пригодится всегда. И стоит наблюдать и познавать мир, ведь столько дорог открыто в Интернете. Чем дольше смотришь, тем больше видишь.
Материал подготовила Полина Иванова, факультет журналистики (ДЖ11)
Фото из личного архива Дениса Аникина