Размер шрифта: Фон:
Студентам
Игорь Вениаминович Беленький: педагог, критик, учёный

Игорь Вениаминович Беленький: педагог, критик, учёный

Многие годы Игорь Вениаминович Беленький отдал Институту 
кино и телевидения (ГИТР). Корреспондент ГИТР-ИНФО взяла интервью 
у Игоря Вениаминовича, поговорила с его коллегами и студентами.
Игорь Вениаминович Беленький: педагог, критик, учёный

Игорь Вениаминович, кем Вы хотели стать в детстве?

— Кем я только ни хотел стать… Уж точно не историком кино!

Почему поступили на киноведческий факультет?

— Потому что увидел фильм Феллини «Дорога». Он шел в нашем прокате под названием «Они бродили по дорогам». Картина меня поразила — я и сейчас считаю её одной из вершин мирового кинематографа. Прочел о ней несколько рецензий, которые меня совершенно не устроили, и понял – писать о кино надо по-другому.

Что для Вас кино?

— Вид Искусства, который, на мой взгляд, перестал быть Искусством. К сожалению, кино уже давно только товар, хорошо или плохо продаваемый. Поэтому о современных фильмах я предпочитаю не писать. Не стоят они того.

Где ищете источники информации для научных работ?

— По старинке ищу — в справочниках и словарях на разных языках. Сейчас чаще стал заглядывать в Сеть. Кстати, не рекомендую пользоваться «Википедией» – там много неточностей и ошибок. Я не знаю, кто поставляет базу данных для «Википедии». А раз неизвестны источники базы данных, как таким сайтом можно пользоваться?

Что вас вдохновило на написание первой книги?

— Первую книгу я опубликовал в 1985 году. Я писал о Франсуа Трюффо. Когда доберетесь до французской Новой волны, обязательно наткнетесь на эту фамилию. К сожалению, в тот год Трюффо не стало. С тех пор, как заинтересовался кинематографом, я был и остаюсь любителем французских фильмов, и писать о французском кино (не о современном) мне всегда приятно, а о Трюффо еще и интересно.

Как реагируете на критику?

— Спокойно. Я ведь и сам кинокритик. Прежде (не знаю, как сейчас) по окончании ВГИКа выпускники-киноведы сначала писали рецензии, а уж потом обращались к Истории. Хотя критических статей у меня мало, критический импульс я перенес в Историю кино.

Что посоветуете начинающим кинематографистам?

— Больше читать и смотреть. Тут надо учесть ход Истории: фильмы сильно изменились, причем по всем профессиональным параметрам. Картины, которые снимали лет 30 или 40 назад, сегодня в вашем возрасте воспринимаются с усмешкой. Что же говорить о фильмах столетней давности? Чтобы любой просмотр старого, по кинематографическим масштабам древнего, фильма был полезным, надо на него настроиться. Иначе впустую потратите время. Мы сегодня избалованы среднеарифметической композицией кадра, заливающим светом и безответственным монтажом, поэтому так трудно смотреть фильмы с изысканной композицией кадра, рисующим светом и монтажом как выразителем идеи. Повторяю: на старые фильмы надо настраиваться.

Студенты и преподаватели об Игоре Вениаминовиче Беленьком:

Олеся Витальевна Строева, заведующая кафедры теории и истории культуры ГИТР:

"Я училась у Игоря Вениаминовича в ГИТРе с 2006 по 2009 годы. Он 
читал Историю кино и Сценарное мастерство. Глубоко знал материал, 
четко излагал мысли, структурировал темы, никогда не раздражался, 
не повышал голос. Мы посмотрели огромное количество фильмов по 
списку, составленному Игорем Вениаминовичем. Это помогло мне 
войти в профессию режиссера. Я благодарна ему за это. Мы 
долго были коллегами по кафедре. Помню, пришёл ко мне студент 
во время пересдачи с комиссией экзамена по Истории кино и 
говорит: «У педагога ошибка в тесте». Я отвечаю: «Не может 
быть. Покажи». Открываем тест, смотрим задание на сопоставление 
кадров из фильмов с названиями. Показывает мне изображение и 
утверждает — кинокартина называется «Стенька Разин», а ответ 
неверный. Наверняка преподаватель пожилой, перепутал. Я не 
поверила, так как Игорь Вениаминович точно не мог ошибиться. 
Мы вместе со студентом нашли кадр со Стенькой Разиным в 
Интернете из фильма «Понизовая вольница» — я удивилась, что 
помню это, хотя изучала Историю кино больше десяти лет назад.
Студент извинился и больше не сомневался в 
правоте Игоря Вениаминовича».

Алексей Игоревич Пожаров, доцент факультета звукорежиссуры ГИТР:

«Лекции Игоря Вениаминовича Беленького запоминаются 
студентам с первого занятия. Дело не только в том, что 
он настоящий профессионал и обладатель энциклопедических 
знаний в области истории кино, хотя об этом невозможно не 
сказать. Замечательный подробный учебник Игоря Вениаминовича 
— пример прекрасно структурированного и интересного изложения 
основных вех в мировом кинематографе от становления до 
современности. Превосходно подобранная фильмография поможет 
студентам погрузиться в прекрасный, чарующий кинематографический 
мир. Создать такие учебные пособия может только человек и 
педагог, который искренне влюблен в предмет. Игорь Вениаминович 
блестяще демонстрирует это на лекциях».

Павел Незванов, режиссерский факультет (ДР33):

«У Игоря Вениаминовича необычный подход к изучению истории 
кино: разбирает темы с точки зрения социальных изменений в 
обществе, рассказывает о влиянии исторических событий на 
кинематограф. После занятия хотелось увидеть все фильмы, 
о которых говорили на лекции. При просмотре кинокартин я 
начал внимательнее читать историю создания и присматриваться 
к актуальным событиям».

Батыр Нарбаев, режиссерский факультет (ДР33):

«Игорь Вениаминович преподносит информацию кратко и 
логично. Отпадает необходимость читать учебник. К 
организации экзамена подошёл грамотно: писали тест, за 
день до которого преподаватель устроил ликбез по темам 
семестров. Обошлось без пересдач. Мы изучали историю кино 
онлайн и усвоили материал».

Все интервью взяла пресс-секретарь режиссерского факультета ГИТР, корреспондент ГИТР-ИНФО София Черенкова

Поделиться