Алёна Станицина, первокурсница факультета журналистики ГИТРа, взяла интервью у тележурналиста, своего преподавателя и декана факультета журналистики Глеба Владимировича Протасенко.
Разведка, криминал и кино… Журналист обязан быть разносторонним
- Глеб Владимирович, вы родились в актёрской семье. Почему решили пойти по иному пути?
То есть, если родился в семье кочегаров – должен быть кочегаром? Я никогда не хотел быть актёром. Рано понял, что профессия эта очень зависима. Всегда нужно нравиться, хочешь или нет. Актёр, каким бы хорошим он ни был, всегда читает чужие тексты. А журналист, даже средненький – свои. Я, когда выбирал место учёбы, хорошо это понимал.
- В каком возрасте Вы осознали, что журналистика — ваше призвание?
Да у меня и сомнений не было. Я любил общаться, умел слушать. Мне нравилось придумывать, записывать что-то. В 16 лет, когда поступал на журфак МГУ, особо не раздумывал.
- Есть что-то, что вспоминается из студенческой жизни?
Я всё вспоминаю с большой благодарностью, потому что я очень любил факультет журналистики; место, где я учился. Уже тогда я понимал, что это будет если не лучшим, то очень светлым временем моей жизни. С каждым годом, приближаясь к выпуску, мне становилось всё грустнее и грустнее. Я очень ценил свою альма-матер и очень благодарен людям, которые меня учили.
- А что вас вдохновило поступить именно на журфак?
Я очень сильно хотел работать в другой сфере, тоже связанной с информацией, но профессия эта наложила бы множество ограничений.
- Что это за профессия, если не секрет?
Не секрет. Я хотел работать в разведке. Но понял, что не хочу ограничивать свою свободу. Ни в плане дисциплины. Ни в плане неразглашений. И выбрал журналистику. И там, и там – работа с информацией.
- Вы начинали свою карьеру с криминальной хроники, это как-то связано с мечтой о разведке?
Нет, конечно! И тогда, и сейчас стажёров направляли в криминальную хронику. Работа грязная: кому охота по притонам ездить? Трупы снимать? Маститым это не «в уровень». А мне в мои восемнадцать это было, как сейчас говорят студенты, «по фану». Драма каждый день. Люди раскрываются гораздо быстрее в таких ситуациях. Хроника происшествий – очень хорошая школа для любого молодого журналиста.
- Если бы вы сейчас вернулись в прошлое, вы бы поступили снова в МГУ или выбрали бы ГИТР?
Когда я поступал в МГУ, ГИТРа ещё не было. Выбор у меня был небольшой: МГУ да МГИМО. Но в МГИМО я не хотел — там все «блатные» были, мажоры. А я всегда ценил простое общение, что называется, без понтов.
- Кто вам преподавал мастерство?
У нас такого предмета-то не было! Мастерству я учился на производстве. Меня «натаскивали» старые операторы. А вот журналистике научить было некому. Наверное, ещё тогда я решил — рано или поздно заняться преподаванием. Если бы мне в мои восемнадцать лет кто-то что-то подсказывал, я бы сэкономил массу времени и сил. Хотя с другой стороны, вряд ли эти знания были бы столь ценными. Ведь ценится только то, что даётся тяжело — с помощью труда. А когда тебе всё подают на блюдечке в аудитории – в одно ухо влетает, в другое вылетает.
- Если не журналистика, то какая профессия могла бы вам подойти?
Я мог бы быть хорошим следователем. Люблю общаться с людьми.
- Какие, по вашему мнению, качества, должны быть присущи хорошему журналисту?
Я говорил об этом неоднократно — хороший журналист должен быть любознательным. При этом он должен хотеть делиться, потому что есть люди жадные — только себе информацию набирают. Важно хотеть кому-то что-то рассказать. Эти два условия – врождённые. Всему остальному можно научиться.
- Вы также снимаетесь в кино?
«Снимаюсь» — это громко сказано. Иногда изображаю что-то вроде «Кушать подано!» у друзей-режиссёров. Или в студенческих работах. Если есть время, конечно. Я люблю порезвиться.
- Были в вашей преподавательской практике какие-то смешные случаи?
Постоянно! Кто-то мем забавный сделал, кто-то со стула упал, кто-то заснул на семинаре, кто-то оценку «вымораживает». Недавно студентка на ток-шоу, обращаясь к слепой девушке, сказала: «Смотри, Лера…». Хотя я всё время призываю бороться со словами-паразитами: «смотрите», «на самом деле», «типа» и так далее.
- Есть ли какое-то напутствие или пожелание всем студентам, которые прочитают это интервью?
Быстрее определиться с тем, что ты хочешь. И если уж ты определился, тогда иди к своей цели. Если ты не знаешь, чего хочешь, ты никуда не придешь. Ты можешь хотеть чего-то незначимого, с точки зрения обывателя. Может, ты хочешь в Эквадоре жить. Езжай в Эквадор — будь счастливым. Когда ты добиваешься того, чего хотел, когда реализуешь свою мечту — ты становишься счастливым. Хотя бы на короткое время. А если ты не знаешь, чего хочешь, ты всё время несчастлив. А человек должен быть счастливым. Иначе зачем жить?
Текст и фото — Алёна Станицина, факультет журналистики ГИТРа