Размер шрифта: Фон:
Студентам
Георгий Егорычев: «Я не жалею ни одной секунды, что провел на площадке»

Георгий Егорычев, студент 4 курса факультета режиссуры  
Института кино и телевидения, поделился с читателями 
ГИТР-ИНФО своими впечатлениями о летней практике на 
съемках сериала «Агентство Антитролль».

Введение

Лето 2022 года. У каждого этот уже прошедший сезон связан со своими переживаниями, событиями и достижениями. Мне же посчастливилось попасть на съемки настоящего сериала. Обернулось это бессонными ночами, блужданием по лабиринту МАИ и знакомством с Синусойдой. Но обо всем по порядку.

Как попал на съемку?

Началось все с посещения пар по драматургии ТВ форматов к мастеру Елизавете Сергеевне Трусевич. Интересные пары — много теории, но одновременно все направлено на практику. В конце мая Елизавета Сергеевна спрашивает:

  • Заняты в июне?

— Да вроде особых планов нет.

  • Хотите на практику ко мне на съемки сериала?

— Конечно хочу! А что делать нужно будет?

  • Дел много. Найдем.

— Могу монтажный лист вести.

  • Нет, это серьезная работа, здесь опыт нужен.

После видеосозвона с продюсером мне выдали хлопушку, маркеры, монтажные листы и доступ к программе Filmtoolz . Так я подписался на съемки, даже не догадываясь, чем все обернется.

Первый день

Первая же смена на 12 часов, несколько локаций, натура и интерьер, в кадре массовка, полиция, собака, а у меня монтажный лист и хлопушка. Есть определенное удовольствие быть просто ассистентом на площадке и особо не волноваться о сроках, постановке кадра, игре актеров. Знай только свою маленькую часть хорошо делай.

Но уже через час скучаешь. Хочется и в сценарий нос сунуть, и актерам указания дать, и оператора поправить. В общем, взяться по-режиссерски за дело. А в руках только планшет с монтажными листами и хлопушка.

Тогда вся неуемная энергия уходит на фантазию “а как бы я снимал?”. Думаешь, воображаешь уже кадры, даже какой-то монтаж примерный. А потом глядишь на реальные кадры… да уж, а у меня даже в воображении не так интересно получается. С этого момента начинается слежка. Режиссер работает, а мы рядом крутимся — смотрим, слушаем, воспринимаем. А работают все на площадке с такой скоростью, что только успевай в монтажный лист записи делать.

К обеду были уже вымотанные, хотелось лечь на травку и так пролежать всю оставшуюся жизнь. Смена локации — маленький подвальный книжный магазин. Набилось куча людей, воздуха мало, пыли много, после дым-машины дальше руки уже не видишь. А дело спорится. И вот уже опять натура и добродушная овчарка Майка, что готова все отдать за сахарную косточку. Как такая играть будет? Но стоило ей услышать “Мотор, камера, начали!”, как более дисциплинированного актера еще попробуй найди.

Под конец первой смены сил не было вообще. И так еще 11 смен. Но тут открылось второе, а лучше сказать, “киношное” дыхание. Было и легко, и тяжело, и весело, и напряженно, но точно не было скучно. Работа всегда находилась, а в свободную минутку можно за режиссером посмотреть — всегда есть, чему поучиться.

Если честно, незаметно прошли оставшиеся смены. Много интересного узнал, но еще больше нужного для профессии. Только вот рассказывать об этом как-то скучно получается, да и не нужно это. А вот несколько забавных историй можно и рассказать.

Светофор в студию!

По сюжету частенько герои встречаются в кафе «Кукарямба». Кстати, с названием связано много интересного, о чем будет подробно рассказано в сериале. А само заведение, хотя и было арендовано реальное, требовало серьезных доработок. Художники-декораторы (кстати, тоже студенты-практиканты ГИТРа) потрудились на славу, но не все прошло гладко. По задумке в углу зала стоит золотой светофор, который своим свечением будет передавать характер снимаемых сцен. Сам светофор приехал черный, а потому его пришлось красить на улице. К счастью, подходящее место было.

Но тут выяснилось, что он неисправен — какие-то проблемы в проводке. А главное — отсутствовал пульт управления. Пока думали, что с ним делать, время шло — аренда в центре Москвы дорогая. Уже решили отказаться от светофора, как подал голос звукорежиссер (он, как правило, дольше всех настраивал капризное оборудование, а потому “поднимал голову” только к мотору). Умелые руки его скрылись в золотом теле светофора. Минуту спустя ассистенту был выдан список необходимых деталей. Тот отправился в соседний хозяйственный магазин.

Спустя 30 минут напряженного копошения и частично цензурных воззваний к небесам, к светофору и его создателю случилось чудо — появился зеленый свет. Протягивает звукорежиссер художникам коробочку с тремя рубильниками. Крутанул один — включился желтый. Крутанул другой — красный. А можно и все включить. Очень здорово!

Поставили светофор в почетный “красный” угол кафе. Шикарно смотрится в кадре. Только вот провод с управлением всего два метра — не было больше. А как переключать, ведь есть общие планы? Тут помогла массовка. Но есть обратный план, где уже видно не со спины, а лицо актера массовки — пульт не дашь в руки. Тогда на пол положили ассистента. Но оттуда не видно действий героев. И как понять, когда переключаться надо? А говорить нельзя — пишем чистовой звук. Помогла та же массовка. Легонько толкали ногой ассистента, а тот переключал свет. Так и работали.

Квартира с клопами и поиск Дедушки

Общага Героя и квартира родителей Героини снимались в старой хрущевке. Центральный коридор с боковыми комнатами смутно ассоциировался с бывшей коммунальной квартирой.

Заполняя монтажные листы в свободной комнате, мы обратили внимание на книжный шкаф. Столько интересных томиков. Взялся за любимого Шекспира. Отрываю — на первой же странице штамп «Реквизит сериала “Агентство “Антитролль”. Вторая страница с гордым заголовком “Огурцы в теплице — в чем секрет?”. Насколько я помню, Шекспир такого не писал. В кино всюду иллюзии.

МАИ и Синусойда

Одна из смен проходила в МАИ. Пустующие летом величественные лектории и просторные холлы приютили нас на 8 часов напряженной смены. Коридоры, кабинеты, лестницы и переходы запутанным лабиринтом заманивают в самое сердце института. В огромном пространстве залов наша маленькая съемочная группа поначалу растворилась, но в очередной раз Тамара собрала нас в единый творческий “киноорганизм”, где каждый взялся за свою работу. В тот день я мог бы стать звездой кадра — безмолвный студент за дальней партой пытается списать экзамен. Увы, мой напарник отправился встречать по километровому лабиринту-институту актрису, а потому пришлось снова взять в руки уже родную хлопушку.

Толпа на набережной

Одна из сцен снималась вечером на набережной. Легкая проходка Героини под музыку вдоль реки, где в спокойной воде отражаются фонарные огни. Звучит весьма просто. Но сколько людей на площадке. Режиссер, оператор со стабилизатором и механик, фокус-пулер с ассистентом, звукорежиссер с ассистентом, 2-ой режиссер, художник, два ассистента режиссера. Для большей выразительности игры актрисы включили музыку в колонке. И вот вся эта процессия плетется перед Героиней. Ассистенты стараются отгонять прохожих, которые так и норовят попасть в кадр и испортить дубль. Один раз, еще один — каждый кадр длится 3 минуты. Оператор уже не может ровно нести камеру, а кадра так и нет. Решение пришло, а точнее, «приехало» с тележкой механика.

Представляю впечатление прохожих. Гуляешь по вечерней Москве, наслаждаясь прохладой на набережной. И вот на тебя пятится толпа усталых, немного злобных людей. Одного с камерой везут на тележке. Другой идет с огромной палкой, задрав ее над головой. Из колонки играет музыка. На них идет милая девушка в легком желтом платье с пчелками. А еще несколько человек машут тебе руками, не пускают дальше.

Думаю, для взрослых людей киношники — весьма странный народ. А вот для детей все понятно с полуслова, ведь из всех прохожих, испортивших дубли, не было ни одного ребенка.

Стена из рентгенов

По сценарию стена кабинета должна была быть вся увешана рентгеновскими снимками. По самым скромным подсчетам необходимо было порядка 200-250 листов. Уж не знаю, где продюсеры добыли все это, но среди явно человеческих попадались снимки собак, кошек. Особенно удивил рентген красноухой черепашки, позвоночник которой изгибается вдоль поверхности панциря. Думаю, все представляют себе рентгеновский снимок и то, что посмотреть его можно только на просвете. А если просто повесить на стену, то он будет выглядеть обычным темным глянцевым листом. Для выразительности художникам пришлось сделать фальшивую стену из холстины, за которую поставили световые приборы. Надо отдать должное, сделали они это виртуозно.

Сама комнатка маленькая, много людей не поместится, а когда ставят камеру, так вообще не пройти. Так получилось, что очередной план полностью блокирует выход из комнаты, а все свободное место попадает в кадр. Из комнаты выгнали всех, кроме актеров, звукорежиссера, механика за камерой. Последние два заняли все свободное место, что не попадало в кадр.

А хлопушка? Заранее присмотрел себе место на полу между книгами и фальш-стеной с рентгенами. Мотор, камера, кадр 2, дубль 1, хлопнул. И кошкой бросился на пол за книги. Я то себя воображал почти Синусойдой — легкой, гибкой, незаметной. На деле актеры подскочили от грохота падения моего тела на пол. А дальше, благодаря тактичному ору оператора в рацию, я узнал, что как бы ни старался, из-за книг постоянно торчала то нога моя, то плечо. Правду говорят, что на роль хлопушки надо брать маленькую юркую девушку, а не двухметрового мужика.

Финал

Совру, если скажу, что наслаждался каждой минутой. Было весело и грустно, легко и сложно, скучно и интересно. Ведь меня пригласили в первую очень на практику, где надо было работать, что я и делал. Но что могу сказать точно — я не жалею ни одной секунды, что провел на площадке. Это было настоящее производство, где работали серьезные профессионалы, а мне дали возможность прикоснуться ко всему этому великолепию. Думается, что за эти дни я получил если не больше, то примерно столько же, сколько за целый третий курс. Спасибо съемочной группе, ГИТРу и особенно Елизавете Сергеевне, что помогли окунуться в удивительный мир кино, где могу заниматься любимым делом.

Надеюсь, вам понравится кино, что рождалось в таких порой непростых условиях, где вся съемочная команда выкладывалась по полной для вашего удовольствия.

Посмотреть 1 серию нашего сериала можно по ссылкам:

— ВК: https://vk.com/agent_antitroll

— Рутьюб: https://rutube.ru/video/1a1e26cf33a2e387927a437a812d543b/

— Одноклассники: https://ok.ru/group/70000000631779/topic/154547897957859

-Ютуб https://www.youtube.com/channel/UCj_70jfzwCyZctDMhd7OEHQ

Текст и фото Георгия Егорычева

Поделиться