Размер шрифта: Фон:
Студентам
Домашнее чтение: «21 урок для XXI века»

Домашнее чтение: «21 урок для XXI века»

Авторы ГИТР-ИНФО продолжают читать книги и делиться своими 
впечатлениями. Достаточно объемную книгу Юваля Ноя Харари 
"21 урок для XXI века" прочла и написала на нее рецензию 
Елизавета Лукьянчук, студентка факультета журналистики ГИТРа.

Моим крайним литературным опытом стала книга «21 урок для 21 века» Юваля Ноя Харари, о ней я сегодня расскажу. Юваль Ной Харари – историк, философ и профессор исторического факультета Еврейского университета.

Книга, благодаря которой о нем узнал мир, – «Sapiens: краткая история человечества». Написанная простым языком книга погружает читателей в историю. Автор анализирует, как человеческий род пришел на нынешнюю ступень эволюции.

Следующим произведением стали размышления о том, к чему мы можем прийти в будущем с нынешними тенденциями развития. Книга о будущем — «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня».

А крайним в этом ряду стал сборник эссе о настоящем – «21 урок для 21 века». Книга вышла в 2018 году. Спустя год ее перевели на русский язык.

Мне понравилась эта книга, потому что она написана в форме свободных размышлений. Она не привязана ни к какой идеологии или религии, ничего не продвигает и не позиционируется как инструкция к жизни. Читая книгу, я присоединялась к автору и его размышлениям. Это и было целью Юваля. Он хотел дать человеку, с головой погруженному в водоворот повседневных дел, пищу для размышления о времени, в котором он живет и о времени, в котором он скоро окажется.

Автор размышляет о том, как технологии и искусственный интеллект влияют на человека. Искусственный интеллект уже повсюду, и теперь появляются опасения, что он однажды поработит человечество.

Автор рассуждает об этих рисках. Что должно произойти, чтобы робот не нуждался в человеке? Смогут ли машины эволюционировать сами? Сулит ли ближайшее будущее опасность человеческому виду? Автор описывает, как искусственный интеллект сможет улучшить нашу жизнь. Например, медицина выйдет на новый уровень, и заболевания смогут диагностировать на ранних сроках, а не тогда, когда появились симптомы. А благодаря беспилотным автомобилям с единой базой данных и четкими алгоритмами движения уменьшится количество жертв в автокатастрофах.

Харари рассуждает о том, какое огромное количество профессий может перестать нуждаться в человеке. Это, в основном, технические специальности, где со временем человеческий труд будет обходиться дороже, нежели роботизированная промышленность.

Из вышесказанного вытекают выводы о том, какие навыки важно сейчас развивать, чтобы быть востребованным в будущем. Качества, присущие только человеку, такие как воображение, образное мышление, критический взгляд – вот на что нужно делать акцент в 21 веке, считает автор. Мы так долго шли к венцу прогресса, но теперь есть риск стать его рабом, а не создателем.

Так же Харари поднимает вопрос влияния на сознание постоянного информационного шума. Поток новостей не прекращается – «операционная система» заполнена огромным количеством информации, и, зачастую, она даже не касается самого человека. Люди делегируют формирование мышления СМИ и Интернету, а на рефлексию не остается времени, его занимает работа по регламенту и развлечения, выбранные не нами.

В книге поднимается огромное количество проблем, и, что немаловажно, предлагаются возможные решения.

Мне понравилось, что книга написана просто, она будто хочет спровоцировать небольшой внутренний конфликт, а не заложить в голову очередную догму, заставляет спросить себя: «А кто выбрал мою жизнь? Куда меня приведут мои нынешние действия?».

Автор стремится к объективности, хотя и невозможно говорить об истине, она непостижима. Автор хоть и транслирует мысли через призму своего понимания, но не навязывает какую бы то ни было религию или идеологию, он предлагает большое количество вариантов, а вариативность всегда указывает на то, что у любой ситуации несколько путей развития.

Так что могу сказать, что книга «21 урок для 21 века» — это не священное писание и даже не энциклопедия для обязательного прочтения. Это свободный взгляд на современность, который дает огромное количество точных, грамотно структурированных фактов для размышления.

Юваля можно назвать философом, он созерцает мир. Этот навык он считает приобретаемым, а не врожденной привилегией лишь некоторых людей.

Главная идея книги – у каждого есть выбор, значит, у человечества есть перспектива.

Автор – Елизавета Лукьянчук, факультет журналистики ГИТРа

Фото автора

Поделиться