Валентин Ходаков: «ГИТР выбрал меня»
Валентин Александрович Ходаков — профессор, декан, заведующий кафедрой. Теоретик и практик звукорежиссуры. Член Российского музыкального союза. Выпускник факультета звукорежиссуры ГИТРа. Лауреат международных фестивалей и конкурсов. Автор и редактор рабочих учебных программ и учебно-методических пособий по звукорежиссуре. Преподает «Звукорежиссуру аудиовизуальных искусств», «Акустику», «Физические основы звуковой электроники», «Звуковое оборудование», «Рабочие станции для аудио, Pro Tools».
— Почему Вы выбрали ГИТР в качестве места работы?
- Правильнее сказать, что ГИТР выбрал меня. Еще когда я учился, меня пригласили преподавать. Один из наших преподавателей — легендарный человек, Борис Яковлевич Меерзон, стоявший у истоков профессионального звукорежиссерского образования в России. Он был основателем факультета звукорежиссуры в ГИТРе. Когда ему по возрасту стало тяжело работать одному, встал вопрос, кто может его сначала подменять, а постепенно и заменить. Мне было очень приятно, что Борис Яковлевич выбрал меня.
— Какими своими последними достижениями Вы гордитесь и почему?
- Гордиться моими достижениями, наверное, должны другие люди. Я горжусь скорее успехами своих студентов, выпускников. Это говорит о том, что я не зря их учу и они не зря у меня учатся.
— Как изменился факультет звукорежиссуры с того момента, как Вы сами его окончили?
- Конечно, сильно изменился, потому что звукорежиссура — это профессия, которая связана с техникой и технологиями. За последнее время значительно расширилась материально-техническая база. ГИТР всегда отличался тем, что был на передовой. Мы стараемся овладевать всеми самыми современными технологиями, техникой и передавать это нашим студентам. Если глобально смотреть, то у нас появилось больше студий и аппаратных, увеличился парк звукового оборудования. Я считаю, что вырос и уровень преподавания: появились новые интересные педагоги. Они, сами работая в индустрии, очень многое дают нашим студентам, в том числе берут их на практику.
— Как Вы видите будущее звукорежиссуры с появлением искусственного интеллекта?
- Искусственный интеллект появился достаточно давно, и звукорежиссура достаточно плотно с ним взаимодействует. Первое, что у нас появилось, — программы для подавления посторонних звуков в записях. На сегодняшний день эти возможности достаточно сильно расширились. Недавно мне попалась статья, в которой рассказывали о перспективах нейросетей в сфере творческих профессий. Мое мнение подтверждают практики и ученые: звукорежиссера искусственный интеллект заменить не может. Звукорежиссер аудиовизуальных искусств мыслит звукозрительными образами. Искусственный интеллект этого пока не умеет. При этом есть достаточное количество рутинных операций, которые нейросеть может взять на себя. Это хорошее подспорье звукорежиссерам.
— Какие возможности для студентов факультет звукорежиссуры предлагает для творческого самовыражения и реализации собственных проектов?
- Мы даем большую теоретическую базу, также у нас много практических занятий. Мы даем всевозможные творческие задания по работе со звуком: делаем и аудио-, и видеоработы, причем совершенно разные. Это может быть и создание шумовых мизансцен, и радиоспектаклей, и работа над всевозможными фильмами: игровыми, документальными, анимационными. Мы также занимаемся саунд-дизайном и записываем музыку. Предоставляем возможность практической подготовки на базах нашей практики — всевозможные теле- и кинокомпании. Мы не очень любим, когда наши студенты начинают активно работать и прогуливать занятия, особенно на младших курсах, но при этом предоставляем работу. На старших курсах не работают только те, кто решил, что работать они начнут после получения диплома.
— Какие Вы можете дать советы абитуриенту, чтобы он продуктивнее и с большим шансом на успех подготовился к вступительным испытаниям?
- Необходимо посмотреть вступительные требования на сайте. Там достаточно подробно все расписано. Нужно повторить курс школьной программы — историю, литературу, искусство. Мы всегда советуем нашим абитуриентам расширять свой кругозор насколько это возможно. Полезно вспомнить фильмы и телевизионные программы, которые вы посмотрели, чтобы можно было быстро сориентироваться в материале для выбора основы творческого задания. Если есть желание чувствовать себя более уверенно, можно посещать наши подготовительные курсы. На них мы разбираем все теоретические вопросы: не только объясняем, как сделать практические задания, но и показываем удачные и неудачные примеры работ. Вы сможете самостоятельно выполнить задания и получить комментарии от преподавателей.