Размер шрифта: Фон:
Студентам
Декан оставил «Ежика в тумане» без тумана

Декан художественного факультета Института кино и телевидения (ГИТР) Иван Валерьевич Миляев поставил «Ежика в тумане» без тумана. На сцене театра «Экспромт» идет единственная в России театральная адаптация культового мультфильма без дымовой машины.

Любой, кто читал в детстве сказку Сергея Козлова или смотрел мультфильм Юрия Норштейна, был под большим впечатлением от загадочной атмосферы произведения. Поэтому, главное, что ждет зритель от визуализации сказки на сцене — это мистический туман, эффектно закрепившегося в массовом сознании.

Я сходила на одноименный спектакль в театр «Экспромт» и поговорила с художником-постановщиком пьесы Иваном Валерьевичем Миляевым, чтобы узнать, как появилась идея отказаться от главного атрибута пьесы.

Миляев рассказал интересный случай с премьеры, состоявшейся десять лет назад. На дебют «Ёжика в тумане» пришёл автор сказки Сергей Козлов и первым делом спросил, чем постановка «Экспромта» отличается от других. Иван Валерьевич ответил, что в его спектакле нет дымовой машины. Слова художника сразу заинтересовали Козлова.

Вместо тумана в постановке используется театральный реквизит в сочетании с актерской игрой. Персонажи буквально накидывают на себя пелену тумана (отрезок тонкой ткани) и бродят в ней по сцене, позволяя расплывчатым очертаниям ‘дымки’ охватить подмостки.

Другая отличительная черта спектакля — это костюмы героев. Звери здесь не совсем звери. Медвежонок одет в шлем авиатора с оборванными ушами, Ёжик облачен в безрукавный тулуп и банный колпак, продырявленный бритвой, а Заяц укутан в теплый шарф, обвязанный поверх светлого пушистого свитера. Внешний вид персонажей даёт героям такую-же аллегорическую природу, что была у них в книге, давая возможности философской составляющей произведения выйти на передний план.

Декорации пьесы изготовлены Иваном Миляевым и его женой Анной Ефимовой. На сцене все время присутствуют три дерева, отображающие внутренний мир и характер персонажей. Иван Валерьевич признался, что вдохновился научными трудами о местах силы в домах и их взаимодействием с людьми испанского этнографа Карлоса Кастанеды.

В лесу, в котором обитают герои спектакля, береза олицетворяет Зайца, сосна — Ёжика, а дуб — Медведя. Поэтому деревья не убираются со сцены на протяжении спектакля — персонажи достают из них реквизит и делают свою связь с деревьями прочнее.

Небольшое пространство расширяется за счет выхода героев в зрительный зал; это выглядит особенно впечатляюще в конце спектакля, когда актеры ‘идут дальше в лес’, покидая сцену и прощаясь со зрителями.

Невзирая на то, что, спектакль, как и оригинал нацелен на довольно юный возраст, в «Ёжике в тумане», есть много моментов, которые оценит и более взрослый зритель – прежде всего, это чувство потерянности и одиночества, которое наталкивает на размышления.

При этом, спектакль совсем не заумен, сложные моменты обыгрываются в непринуждённой манере, заставляя зрителя вновь почувствовать себя любознательным ребенком, только постигающий этот мир.

Текст и фото — Анастасия Чернякова, факультет журналистики ГИТР

———

Поделиться