Размер шрифта: Фон:
Студентам
Чувствительные дети: почему они и подростки так тревожны?

Чувствительные дети: почему они и подростки так тревожны?

Времена идут, поколения сменяются. Вместе с ними меняется окружающий мир — «поколение Z» с раннего возраста попадает в виртуальное пространство. Мир, который и взрослыми не до конца изучен. Он затягивает, дает множество возможностей, но его надо совмещать с миром реальным. Подростки живут одновременно в двух мирах. Все ли это выдерживают? На этот и другие вопросы корреспонденту ГИТР-ИНФО ответила ординатор Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы Александра Печенкина.

  • Влияет ли, на ваш взгляд, новая тенденция мультизадачности на эмоциональное состояние ребенка?


— Да, это точно влияет. Стало очень много тревожных детей, которые боятся не оправдать ожидания родителей. Даже сейчас в отделении девочка говорила, что хотела рассказать маме про свои оценки, порадовать ее, но не стала. Очень трудно ее убедить, что маме важнее, чтобы девочка была здорова, а оценки это второстепенное. В целом у детей такой взгляд на жизнь, что «если меня бьют/ругают/вообще что-то происходит плохое — значит, это я виноват». Лет до 8 — 10 даже не допускается, что это окружающие не правы.

По словам Александры, наблюдается серьезный конфликт поколений. То, что проживают дети сейчас, не похоже на то, чем жили их родители. Система мира меняется и, порой, не все взрослые это понимают. Возможностей больше, но вместе с тем увеличивается нагрузка и ответственность. Стресс – основной синоним слова «жизнь» у ребенка.

  • Сравнимо ли эмоциональное состояние детей 21 века и детей 90-х годов 20 века?


— Сейчас средний уровень тревоги такой, с каким раньше лежали в клиниках. Из мультизадачности вытекает растущая тревожность у детей, да и требования раньше были намного ниже. 

По данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями 
психического здоровья составляют примерно 40% от общей численности 
детско-подросткового населения. Каждый шестой 
находится в возрастной группе 10 – 19 лет.
По данным Минздрава, за последние 5 лет число детских 
психических расстройств выросло на 70%. Ежегодно статистика 
растет на 7 - 10%.
  • Как вы считаете, обновленная статистика психических заболеваний соответствует действительности? 


— То, что сейчас все чаще рассказывают про психические расстройства, думаю, не врут. Просто наконец-то перестали замалчивать. Статистика действительно неутешительная: РПП, тревожные, ОКР и связанные с ним расстройства увеличиваются. Среди подростков суицид — самая частая причина смерти. Депрессия и повышенная тревожность — две наиболее распространенные проблемы психического здоровья у молодежи.

  • Часто ли к вам обращаются родители/дети, у которых уже запущенный случай определенного заболевания?


— В Центр все-таки чаще дети обращаются в начале заболевания. Но очень часто бывает так, что родители пришли за помощью — ребенку поставили диагноз (например, задержка развития или аутизм), а они не принимают, что ребенок болен. Морально не могут смириться и уходят от нас, отказываются от лечения. Потом — лет через 5 — они смиряются с диагнозом, но для ребенка становится уже поздно. Если, начав коррекцию задержки развития в 5 лет, к пубертатному периоду у ребенка можно хорошо скомпенсировать и адаптировать к жизни, то начав в 10 лет, возможностей коррекции уже намного меньше.

  • Влияет ли на психику ребенка количество проведенного им времени в интернете?


— По поводу времени в интернете — нет данных о том, что это как-то пагубно влияет на психику в целом.
Совершенно точно нельзя смотреть передачи с часто мелькающими кадрами пациентам с эпилепсией — это связано с чисто физическими показателями эпилептогенных частот смены кадров (то есть тут что на фонарик мелькающий смотреть, что на передачу в компьютере). Опять-таки точно, что обилие нагнетающих тревогу новостей в интернете повышают тревожность не только у детей, но и у взрослых. Если это какие-то игры со стратегиями, то они, наоборот, могут развивать мышление и успокаивать ребенка. То есть тут все зависит от конкретного контента, который ребенок смотрит в интернете.

25,2 % молодых людей испытывали депрессию, а 20,5 % — тревогу во время пандемии. До вспышки коронавируса эти показатели в среднем равнялись 12,9 и 11,6 % соответственно. Cимптомы депрессии и тревоги во время пандемии случались чаще у девочек.

  • Увеличилось ли количество обращений после пандемии?


— Стало много РПП (расстройство пищевого поведения – прим. автора). Все говорят о том, что стало больше тревожных расстройств, но с ними редко обращаются в стационар.

  • Что делать подростку, если он понимает, что у него проблемы, но не может об этом рассказать родителям? Как посоветуете поступить в этой ситуации?

— По поводу помощи в экстренной ситуации — вариантов несколько. Насколько мне известно, сейчас в школах встречаются толковые психологи. Есть телефоны экстренной помощи.
У нас в Центре есть кабинет кризисной помощи — записаться можно по телефону колл-центра или на сайте.

Важно отметить, что ребенок до 15 лет НЕ может обратиться за помощью сам — нужно согласие законного представителя. С 15 лет подросток обращается в Центр самостоятельно.

ТЕКСТ И ФОТО: Анастасия Ткач, факультет журналистики ГИТРа (ДЖ 12)

Поделиться