Размер шрифта: Фон:
Преподавателям
Абитуриентам
Студентам
Что же нам показала Йоко Оно?

В Москве открыта выставка японской художницы с русскими корнями Йоко Оно, вдовы Джона Леннона, «Небо всегда ясное». Её картины не привычные холст и масло, а арт-объекты с инструкциями. Работы автора можно и нужно доделывать. Именно это в творчестве Йоко Оно и поразило в свое время участника The Beatles.

Репортаж корреспондента телеканала «МИР 24» Елены Ширяевой.


Корреспондент ГИТР-ИНФО Анна Кабаргина также посетила эту выставку и попыталась представить  мир Йоко Оно.

«Небо всегда ясное» — название первой масштабной выставки знаковых работ «Инструкций» японской художницы Йоко в Московском музее современного искусства.

На выставке стоит телефонный аппарат. Подростки окружили его и слушают звуки из трубки. Ребята не подозревают, что он предназначен, для того, чтобы Йоко Оно могла в любой момент позвонить и поговорить с посетителями.

Но самое необычное в этой комнате – стремянка, ведущая к подвешенному полотну и лупе. Женщина отважно лезет наверх. Вокруг столпился народ. Она берёт лупу и шутливо спрашивает:

— А что здесь надо увидеть?

Люди рьяно принимаются строить догадки и соревноваться в оригинальности. Звучат варианты: «грязь», «пин-код банковской карты» и даже «имя человека, который займет следующий президентский пост». На самом деле там написано мелкое слово «Да». В 1966 году инсталляция привлекла внимание Джона Леннона, и он познакомился с художницей Йоко Оно.

В этот момент посетитель с головой залезает в большой черный мешок, а девушка снимает его. Все смеются. Инсталляция для того, чтобы любой человек мог делать всё, что вздумается, внутри мешка. Олицетворение свободы.

Каждый вовлечен в процесс, все улыбаются, творят, смеются. Непонятные на первый взгляд инсталляции хранят смысл. Они сопровождают и в залах, и вдоль коридора. Смешные, но таинственные. Вызывают напряженность, эмоции. Если исполнить указания, ракурс наблюдения за жизнью чуть-чуть подвинется.

Искусство Йоко Оно – протесты против войны и насилия, показ уязвимости, наблюдение за собой и за естественной жизнью. Ощущение, будто художница доносит: в примитивности есть ценность и может даже более глубокая, чем в привычных объектах искусства. Она объединяет людей, приглашая стать частью создания творческих предметов.

Но не все посетители улыбались. На мой вопрос: «Понравилась ли вам выставка?» одна женщина 43-х лет ответила:

«Нет. Мне кажется, что у художницы больная фантазия. Для меня искусство – талант, который видно. Я признаю: могу быть неправа, но в моем понимании это просто извращение, а не творчество. Больше всего не понравился сексуальный аспект».

Другая посетительница прокомментировала так:

«Потрясающая выставка. Удивительно как меняется восприятие работы, когда ты узнаешь её контекст и сюжет. Самое впечатляющее произведение для меня с камнями. Вроде ты просто переставляешь камушки, но в этом есть очень важная идея освобождения от ярлыков. Йоко показывает, что жизнь такая, какой мы её воспринимаем».

Поделиться