Размер шрифта: Фон:
Студентам
Библиотечный день: В нужном месте в нужное время

Оказаться в нужном месте в нужное время – ценное умение. А когда-то оно было необходимым, чтобы получить информацию. В эпоху «до Интернета», «до ТВ», «до радио» и даже «до газет»…

Предшественники газет появились в эпоху античности в Древнем Риме. Это деревянные дощечки, на которых от руки переписывали хронику событий, произошедших в городе и мире. Название было замечательное — «Ежедневные дела римского народа». Чтобы прочесть такую «протогазету», надо было оказаться в нужное время в нужном месте — дощечки вывешивались на площадях. Хотя политикам и знатным горожанам они доставлялись лично (услуга доставки, очевидно, тоже возникла в Древнем Риме). Таким же способом распространялись отчеты о работе сената, донесения полководцев и другая «официальная информация».

В последующие столетия формат новостных изданий почти не менялся. Пока в 1450-х годах в Германии не изобрели печатный пресс, позволивший размножать текст, не прибегая к услугам переписчиков. Но эти издания были дорогим атрибутом жизни аристократии и богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в начале 17 века, но еще не имели этого названия.

И вот 30 мая 1631 года был издан первый номер официальной французской газеты «La Gazette». Ее издатель (читай — медиамагнат) — дворянин Теофраст Ренодо – получил патент на распространение новостей по территории Франции. А само название произошло от наименования мелкой итальянской монеты (gazetta), которой платили венецианцы в 16 веке за рукописный листок новостей.

Вот так с легкой руки Ренодо слово «газета» вошло в обиход, оставшись во многих европейских языках, включая русский, для обозначения периодического новостного печатного издания. «La Gazette» изображена на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» (1831 г.). Картину можно увидеть в Третьяковке. В 1926 году в честь первого издателя «La Gazette» журналистами и литературными критиками утверждена французская литературная «Премия Ренодо».

30 мая 1994 года состоялась премьера телепрограммы «Час пик» Владислава Листьева. Чтобы ее увидеть, надо было тоже оказаться в нужном месте в нужное время – включить ОРТ в будний день ровно в 19 часов. Программа выходила в прямом эфире. Это была одна из самых популярных передач 1990-х годов. Жанр программы – телевизионное интервью, хронометраж 20 минут, производство телекомпании ВИD. Программа скопирована с шоу Ларри Кинга — Larry King Live (вплоть до знаменитых подтяжек ведущего!).

Тема, как правило, выстраивалась вокруг информационного повода, связанного с событиями в политике, экономике, культуре или спорте. В отдельных случаях гостя приглашали и без особого повода. Ключевыми критериями для появления гостя в кадре являлись не его известность или раскрученность, а профессионализм и интерес для зрителя.

 Политики и бизнесмены, священники и актеры, журналисты и ученые, люди разных мнений, разных взглядов… Они вам знакомы — или не знакомы совсем… но с ними всегда интересно. 

Из анонса программы

Гостем первого выпуска «Часа пик» стал режиссер Никита Михалков. После убийства журналиста Владислава Листьева кресло ведущего занимали Сергей ШатуновДмитрий КиселевАндрей РазбашАлександр Любимов и другие. «Час пик» — одна из тех программ, которые изменили наше телевидение. В дальнейшем формат поддерживался и развивался в программах «Герой дня», «Здесь и сейчас», «На ночь глядя» и других.

Оказаться в нужном месте в нужное время – по-прежнему ценное умение. Правда, для получения информации теперь в нем нет необходимости. Достаточно иметь доступ в Интернет. Или все-таки нужно что-то еще?

Что почитать по теме:

  • La Gazette: оцифрованный архив газеты. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32780022t/date
  • Любимов А. ВИD на ремесло. Как превратить талант в капитал
  • Лысенко А. ТВ живьем и в записи
  • Поворазнюк С. «Это норма». Как Первый канал задавал тон отечественному ТВ // Лента.ру. – URL: https://lenta.ru/articles/2015/04/01/1tv/
  • Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно
  • Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции: История и секреты успеха ежедневных газет
  • Шарончикова Л.В. «Монд» в меняющемся мире

Елена Еркина, начальник отдела научно-технической информации

Института кино и телевидения (ГИТР)

—-

Поделиться