Оказаться в нужном месте в нужное время – ценное умение. А когда-то оно было необходимым, чтобы получить информацию. В эпоху «до Интернета», «до ТВ», «до радио» и даже «до газет»…
Предшественники газет появились в эпоху античности в Древнем Риме. Это деревянные дощечки, на которых от руки переписывали хронику событий, произошедших в городе и мире. Название было замечательное — «Ежедневные дела римского народа». Чтобы прочесть такую «протогазету», надо было оказаться в нужное время в нужном месте — дощечки вывешивались на площадях. Хотя политикам и знатным горожанам они доставлялись лично (услуга доставки, очевидно, тоже возникла в Древнем Риме). Таким же способом распространялись отчеты о работе сената, донесения полководцев и другая «официальная информация».
В последующие столетия формат новостных изданий почти не менялся. Пока в 1450-х годах в Германии не изобрели печатный пресс, позволивший размножать текст, не прибегая к услугам переписчиков. Но эти издания были дорогим атрибутом жизни аристократии и богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в начале 17 века, но еще не имели этого названия.
И вот 30 мая 1631 года был издан первый номер официальной французской газеты «La Gazette». Ее издатель (читай — медиамагнат) — дворянин Теофраст Ренодо – получил патент на распространение новостей по территории Франции. А само название произошло от наименования мелкой итальянской монеты (gazetta), которой платили венецианцы в 16 веке за рукописный листок новостей.
Вот так с легкой руки Ренодо слово «газета» вошло в обиход, оставшись во многих европейских языках, включая русский, для обозначения периодического новостного печатного издания. «La Gazette» изображена на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» (1831 г.). Картину можно увидеть в Третьяковке. В 1926 году в честь первого издателя «La Gazette» журналистами и литературными критиками утверждена французская литературная «Премия Ренодо».
30 мая 1994 года состоялась премьера телепрограммы «Час пик» Владислава Листьева. Чтобы ее увидеть, надо было тоже оказаться в нужном месте в нужное время – включить ОРТ в будний день ровно в 19 часов. Программа выходила в прямом эфире. Это была одна из самых популярных передач 1990-х годов. Жанр программы – телевизионное интервью, хронометраж 20 минут, производство телекомпании ВИD. Программа скопирована с шоу Ларри Кинга — Larry King Live (вплоть до знаменитых подтяжек ведущего!).
Тема, как правило, выстраивалась вокруг информационного повода, связанного с событиями в политике, экономике, культуре или спорте. В отдельных случаях гостя приглашали и без особого повода. Ключевыми критериями для появления гостя в кадре являлись не его известность или раскрученность, а профессионализм и интерес для зрителя.
Политики и бизнесмены, священники и актеры, журналисты и ученые, люди разных мнений, разных взглядов… Они вам знакомы — или не знакомы совсем… но с ними всегда интересно.
Из анонса программы
Гостем первого выпуска «Часа пик» стал режиссер Никита Михалков. После убийства журналиста Владислава Листьева кресло ведущего занимали Сергей Шатунов, Дмитрий Киселев, Андрей Разбаш, Александр Любимов и другие. «Час пик» — одна из тех программ, которые изменили наше телевидение. В дальнейшем формат поддерживался и развивался в программах «Герой дня», «Здесь и сейчас», «На ночь глядя» и других.
Оказаться в нужном месте в нужное время – по-прежнему ценное умение. Правда, для получения информации теперь в нем нет необходимости. Достаточно иметь доступ в Интернет. Или все-таки нужно что-то еще?
Что почитать по теме:
- La Gazette: оцифрованный архив газеты. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32780022t/date
- Любимов А. ВИD на ремесло. Как превратить талант в капитал
- Лысенко А. ТВ живьем и в записи
- Поворазнюк С. «Это норма». Как Первый канал задавал тон отечественному ТВ // Лента.ру. – URL: https://lenta.ru/articles/2015/04/01/1tv/
- Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно
- Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции: История и секреты успеха ежедневных газет
- Шарончикова Л.В. «Монд» в меняющемся мире
Елена Еркина, начальник отдела научно-технической информации
Института кино и телевидения (ГИТР)
—-