Размер шрифта: Фон:
Студентам
Библиотечный день: Сшить костюм, что дом построить

3 декабря в музее-заповеднике "Коломенское" прошла лекция 
Дины Харьковой "Секреты кино. Как одевается сказка?". 
Дина рассказала о легендарном художнике по костюмам Ольге 
Кручининой. Художник оживила мир русской сказки в 
"Каменном цветке""Садко""Сказке о царе Салтане"
"Руслане и Людмиле" Александра Птушко. Работала на фильмах 
Владимира БасоваГеоргия Данелии и Эльдара Рязанова. 
Лекция прошла в поддержку недавно вышедшего альбома 
Дины и ее соавтора Ирины Жигмунд "Ольга Кручинина. 
Костюмы к известным фильмам". Заместитель редактора 
ГИТР-ИНФО Елена Еркина пообщалась с Диной  Харьковой 
после лекции.

Елена Еркина (Е.Е.): Дина, я вчера была на книжной ярмарке non-fiction в Гостином дворе. Ваша книга «Ольга Кручинина. Костюмы к известным фильмам» попала в топ-лист выставки. Поздравляю Вас, отличный результат!

Дина Харькова (Д.Х.): Спасибо!

Е.Е.: Эта книга открывает серию «Отечественные художники по костюмам». О каких еще художниках Вы бы хотели рассказать в ней?

Д.Х.: Нам, наверное, на несколько десятилетий хватит имен, потому что художники по костюмам – это еще неизведанная территория. К сожалению, нет ни одной книги об отечественных художниках по костюмам. Много красивых альбомов о художниках по костюмам Голливуда, Европы. Когда мы на «Мосфильме» увидели эти замечательные работы, подумали, что это необходимо обнародовать. Мы задумали серию, сейчас уже определены пять героинь, собирается материал.

Е.Е.: Замечательно! Берем себе на заметку. 

Д.Х.: Да. Это Нэлли Фомина, которая работала на всех фильмах Андрея ТарковскогоЛидия Нови, которая известна своей работой с Аловым и Наумовым. Это и «Бег», и «Тегеран 43» — такие костюмные работы, как сейчас говорят. В них требуется изобретательность и знания художника по костюмам. Список у нас задуман большой. Если получится, мы задействуем художников по костюмам других киностудий – «Ленфильма», студии Горького. Культурное наследие у нас богатейшее. Спасибо большое людям, сохраняющим эти костюмы на студиях. Благодаря этому у нас есть возможность их увидеть, сфотографировать и как-то обнародовать. Нам, действительно, есть, чем гордиться.

Е.Е.: Речь идет именно о художниках советского кино? Или о наших современниках тоже? Скажем, о Надежде Васильевой-Балабановой и других.

Д.Х.: Обязательно. Мы хотим рассказать и о современных, ныне работающих художниках кино.

Е.Е.: Но здесь встает вопрос о сохранности костюмов. Может быть, что-то используется в других проектах, переделывается под них, как это принято на производстве.

Д.Х.: Да, может, что-то используется. С другой стороны, огромный плюс в том, что мы можем расспросить мастеров обо всем. В работе над книгами о художниках советского периода сложность в том, что осталось мало материалов. С Кручининой нам очень повезло. Она оставила воспоминания, которые нам любезно предоставил ее сын. На их основе нам удалось составить эту книгу. С Фоминой – нашей следующей героиней – мы много общались. А все остальные герои – это уже рассказы о них современников, какие-то рабочие тетради, заметки…

Е.Е.: Есть, от чего отталкиваться.

Д.Х.: Да. Но есть преимущество у современных героев. Мы очень любим Екатерину Шапкайц, которая работала в советское время с Германом, и сейчас тоже востребованный художник. Наталья Дзюбенко также работала и в советское время, и сейчас. Дмитрий Андреев, который работает с Андроном Кончаловским. «Грех»«Рай» – это их совместные работы. Всех наших друзей, коллег, с которыми мы общаемся, мы этой книгой вдохновляем. Дескать, вы давайте собирайте все, будете следующими героями серии (улыбается).

Е.Е.: Почему именно с Ольги Кручининой началась серия?

Д.Х.: Мы у многих действующих художников по костюмам спрашивали: «А с кого нам лучше начать, как вы считаете?». Знаете, вопрос о коллегах по цеху всегда очень щепетильный. Те, кто успел поработать в советское время, говорили: «Конечно, с Кручининой. С нее все началось». По крайней мере, теперь мы всегда сможем дать ответ на вопрос: «Почему вы решили начать с Кручининой?» (улыбается).

Е.Е.: Я вычитала в книге — «Все мы вышли из костюмов Кручининой». Аналогия с фразой «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Д.Х.: Да, это коллеги про нее так говорят. Редкость, когда художники друг про друга так говорят.

Е.Е.: Я, опять же, прочла в книге такую фразу Кручининой: «Создать костюм, что построить дом». Если мы смотрим на костюмы, скажем, к сказкам Птушко, то видим, что это работа не только с текстилем, но и с ювелирными изделиями, металлом. Часто это создание сложных конструкций. Получается, что художник по костюмам – это еще и ювелир, и инженер-конструктор. Сложная профессия, требующая разнообразных знаний и навыков. Не только творческая, но и в каком-то смысле инженерно-конструкторская.

Д.Х.: Да, художник должен не только знать, но и сам многое уметь. Когда ты приходишь в цех с какой-то задачей, тебе уже не смогут сказать, что это невозможно. Ты сам знаешь, что и как. Объяснишь и покажешь.

Е.Е.: В технологии работы отечественных художников по костюмам и, например, голливудских есть существенные отличия, как Вам кажется?

Д.Х.: Мы сейчас не будем говорить про образность и художественную сторону. А что касается техники исполнения, конечно, сейчас стало больше возможностей. Сейчас у нас столько костюмных фильмов, где огромный простор для фантазии художника. Условность жанра позволяет реализовать любую твою фантазию. Только бюджет сдерживает (улыбается). Сейчас потихоньку пытаются вернуться к тем традициям, что были раньше. И мне очень отрадно, что мы застали еще такой период, когда работают художники, которые успели в советское время поработать и знают, как должно быть, которые пережили период нестабильности и неопределенности, а сейчас они выпускают своих учеников. Которые уже работают на современных известных костюмных постановках. Я надеюсь, что у нас все хорошо будет. Костюм в надежных руках. Сейчас стало интересно. Ни одна премьера не обходится без интервью с художником по костюмам.

Е.Е.: Раньше их никто не знал. Закадровая профессия.

Д.Х.: Да. Кто такие? Что делают? Я разговариваю с ними, они говорят: «Про нас никто никогда ничего не знал».

Е.Е.: Сейчас же и премии профессиональные появляются. На фестивалях обязательно отмечают лучшего художника по костюмам.

Д.Х.: Да. Когда у нас появилась «Ника», то там номинацию «Художник по костюмам» сразу ввели. Это проявление уважения к профессии.

Е.Е.: Скоро Новый год. А каждый год 31 декабря мы с друзьями… смотрим «Иронию судьбы, или С легким паром!». Костюмы для этого фильма также создала Ольга Кручинина. Барбара Брыльска – исполнительница главной роли Нади Шевелевой – в интервью часто говорит о том, что ей ужасно не нравилось Надино «праздничное платье». Вы видели это платье, фотографировали. Почему оно так не понравилось? Капризы польской красотки? Или у нее были реальные причины для этого? Должен ли художник по костюмам как-то взаимодействовать с актером, согласовывать костюмы – нравится / не нравится, удобно / не удобно? Или задача художника – создать нужный образ, а актер должен в него влиться, несмотря ни на что? Сшили – и играй в том, что сшили.

Д.Х.: Художник по костюмам часто даже не знает, какой актер будет исполнять роль. Он думает о персонаже, о создании образа. Персонаж этого фильма – ленинградская учительница. Если мы посмотрим фотографии Барбары 70-х годов, увидим роскошную женщину – у нее мини, платформа, бабетта…

Е.Е.: Модница.

Д.Х.: Да, она очень модная. Конечно, когда она увидела это платье… Она во всех интервью рассказывает: «Я плакала, художник по костюмам плакала». Но мы всегда смеемся, что они плакали по разным причинам. Художница по костюмам плакала, потому что там была небольшая накладка. Ей художник-постановщик показал другие эскизы, и она готовила совсем другие костюмы. За три дня до съемок утвердили актрису, и Кручинина увидела новые декорации, там все было по-другому. Поэтому ей пришлось брать платье Антонины Шурановой из фильма «Опасный поворот» и спешно его переделывать. Мы в этой истории на стороне художника по костюмам. Она работала не на актрису, она работала на образ – это ее задача. Это платье для образа скромной ленинградской учительницы очень подходит. Брыльска выиграла спор по поводу шапки и пальто. Там задумывался совсем другой образ учительницы. Кстати, костюмы, которые были сшиты к другой декорации, не пропали. Их можно увидеть в фильме «Странная женщина» Юлия Райзмана. Они прекрасно сыграли на образ главной героини в исполнении Ирины Купченко.

Е.Е.: Дина, спасибо Вам большое и успехов Вашему проекту!

Что почитать по теме:

Беседовала Елена Еркина

Поделиться